.RU
Карта сайта

Эволюция бизнеса: от манипуляции к социальному партнерству


Не будем забираться в допотопные времена, а начнем со второй четверти XIX в., когда сформировался бизнес в современном его понимании, в эволюции которого можно выделить несколько этапов, различаемых по простому, но эффективному критерию — факторам, от которых решающим образом зависит успех дела. Меняются эти факторы — меняются технология эффективного бизнеса, а значит, и меняется требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей. Ресурсный этап. До второй половины XIX в. решающим фактором успеха в бизнесе был доступ к ресурсам: полезным ископаемым, лесу, хлопку и т. д., — который создавал монопольное преимущество. Иногда на первый план выходило местоположение соответствующего производства. Это не только история Рокфеллеров,
Гетти — показателен и опыт отечественных предпринимателей на Урале, в Донбассе, в Сибири и т. д. Изобретательский этап. С завершением эпохи колониальных захватов природные ресурсы были так или иначе поделены, и на первый план вышел иной фактор успеха — увеличение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. Этот этап продолжался примерно до начала XX в. На этой стадии, когда рынок еще не был насыщен, а иногда даже и не сформирован, решающим было наличие рыночной идеи товара или услуги и материально-технической возможности ее реализации. Наиболее успешные бизнесмены этого времени — изобретатели-одиночки, сумевшие развернуть производство (история некоторых ведущих современных компаний и корпораций восходит к таким фирмам). Ни в маркетинге, ни в интенсивной рекламе необходимости фактически не было. Технократический этап длился до 1930-х гг. Он совпал с волной индустриализации и развитием массового производства. Решающим фактором успеха стала возможность обеспечить максимальный выход товара при минимальных издержках. Менеджер должен был отлично знать технологию и соответствующим образом организовать производство. Это было время менеджеров-технок- ратов, организаторов производства. Нормирование труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — откровения именно того времени. Маркетинговый этап. Великая депрессия 30-х имела серьезные экономические, социальные и политические последствия. Однако для бизнеса эти годы важны радикальной сменой ментальности и профессионализма. В условиях плотного рынка стало очевидно, что даже если у тебя отличная идея, достаточно средств, имеется доступ к сырью и блестяще налажено производство, ты обречен, если производишь то, что не пользуется спросом, и не стимулируешь спрос. Правило «не продавать то, что производишь, а производить то, что будет продано» стало революционной сменой вех. Как грибы после дождя стали возникать маркетинговые службы, занимающиеся изучением спроса, предлагающие соответствующие программы деятельности, организующие сбыт, стимулирование продаж и т. п. В эти службы очень быстро перешли центры власти в фирмах. Следует подчеркнуть, что маркетинг — отнюдь не просто одна из функций менеджмента наряду с организацией, пла
нированием, работой с персоналом. Это и анализ, и планирование, и организация, и финансовый контроль, и требования к персоналу — словом, маркетинг — определенная, интегрированная и эффективная технология менеджмента, подход к менеджменту, если не философия менеджмента и бизнеса в целом. Маркетинг можно и нужно рассматривать как технологию социально-куль- турного нововведения. Имиджево-кулыпуральный этап. В 1960-е гг. начался новый этап. На сверхплотном рынке потребитель стал разборчив, реагируя не просто на товар, а на марки, бренды, имидж и репутацию производителя. Добиться успеха стало возможным, только предложив либо совершенно новый товар (на который просто еще не было спроса), либо традиционный, но — суперкачества, либо традиционный товар традиционного качества, но с не имеющей аналогов послепродажной ответственностью и сопутствующими услугами. Это существенно меняет и бизнес и маркетинг: нужно не столько изучать спрос, сколько своими руками его создавать. Это требует колоссальных затрат на рекламу, стимулирование продаж, новые разработки. Очень многое стало зависеть от наличия команды единомышленников, способных к агрессивному рыночному поведению, от умения добиваться реализации новейших идей с наивысшим качеством, от квалификации и мотивации персонала. Именно этим объясняется успех японского менеджмента, который смог адекватно ответить на этот вызов времени (пожизненный наем, кружки качества, организационная культура и традиции и т. п.) и выработать технологию, не только резко снижающую риск внутрифирменного сопротивления новациям, но и заинтересовывающую в них персонал. Диверсификация — многопрофильность — стала необходимым условием успешности бизнеса. На первый план выходит не столько то, что делает фирма, сколько как она действует в различных зонах деловой активности — то, что это именно такая-то фирма, исповедующая определенные ценности. Глобально-партнерский этап. В наши дни, отмеченные экологическими проблемами, дефицитом сырья и квалифицированных кадров, защитой прав потребителей и персонала, наметились черты нового этапа. Современный рынок глобализируется. Идет тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план начинает выходить способность занять свое уникальное место в сети гло-
бальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу достижения известности любыми средствами. Современный менеджер должен быть не только технократом, финансистом и маркетологом, культурологом, но и политиком, общественным деятелем, быть готовым к диалогу с обществом. Формирование общности интересов с партнерами, госструктурами, СМИ, общественными организациями, формирование репутации фирмы в стране и за рубежом, в глазах собственного персонала, формирование духа корпорации, корпоративной (организационной) культуры — эти и другие функции стали ведущими в содержании труда менеджеров.Public Relations (PR), ранее — лишь один из методов маркетинга (как информационная составляющая стратегии продвижения), стали ведущей технологией, если не философией менеджмента, придавая ему все более явно выраженный характер социально-культурной технологии. Важно при этом учитывать бурное развития современных IT- технологий, без которых немыслимы уже современная реклама, PR и пр.
Бизнес все более интегрируется с другими сферами общественной жизни — политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. В наши дни, как никогда, пожалуй, справедливы слова А. С. Пушкина: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!».
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.