.RU
Карта сайта

9.5. Организационные и методические основы развития

Сущность и содержание НТП в регионе определяется общими закономерностями его развития в обществе, условиями формирования рыночных отношений. Научно-техническое развитие является одним из важнейших элементов хозяйственной стратегии, и его недооценка чревата быстрой утратой позиций на рынках, спадом производства, банкротством предприятий, ростом безработицы и переходом производственных проблем в проблемы социально-экономические и политические. Поэтому каждая страна, решая задачу формирования региональных народно-хозяйственных комплексов и интеграции их в мировое хозяйство, должна обеспечивать опережающее развитие науки и техники по отношению к другим сферам практической деятельности.

Главную роль в ускорении научно-технического прогресса играет единая научно-техническая политика государства, представляющая систему мероприятий, направленных на поддержку развития образования, науки и прогресса техники, то есть получение новых знаний и создание новых технических и технологических разработок.

Требования к НТП в регионе зависят от разнообразных обстоятельств, вытекающих прежде всего из специфических условий развития региона и определяющих его особенности. Эти особенности характеризуются комплексом технических и социально-экономических факторов воспроизводственного процесса. К ним относятся: природно-климатические условия, наличие трудовых ресурсов, уровень квалификации занятых, степень концентрации производства, развитие транспортной системы и инфраструктуры в целом, информационное обеспечение.

Эффективное использование научно-технического потенциала региона во многом зависит от рациональной системы управления НТП. Структура его управления должна быть гибкой, способствовать ускорению темпов развития науки и техники, оперативно реагировать на изменение как внутренних, так и внешних условий производства в регионе. Особенностью организации планирования НТП является то, что разработка абсолютного большинства мероприятий научно-технического развития региона не является прерогативой рабочих территориальных органов управления. Ис-

300 ходными предпосылками многих из них являются работы, включенные в перспективные и текущие планы экономического и социального развития объединений, предприятий.

В республике принята Программа развития научно-инновационной деятельности, целью которой является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных, экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, и на этой основе — структурная перестройка и развитие экономики республики.

При планировании и прогнозировании инновационной деятельности необходимо учитывать следующие мероприятия по его государственной поддержке:

• формирование особых механизмов разгосударствления и приватизации для объектов научно-технической сферы, обеспечивающих сохранение и умножение ее инновационного потенциала;

• структурное реформирование научно-технической деятельности;

• создание условий для развития малого научно-инновационного предпринимательства;

• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов научно-инновационной сферы.

Основой реализации инновационной деятельности в регионе выступает инновационный проект, призванный определить процедуру и порядок проведения конкурсного отбора, экспертизы и финансирования, содержащий: значения конкурентоспособных параметров наукоемкого продукта; анализ рыночной конъюнктуры и тенденций ее развития; определение организационно-технологических условий реализации инновационного проекта; выявление внешних и внутренних факторов, негативно влияющих на предпринимательскую деятельность и т.д.

Планирование и прогнозирование инновационной деятельности осуществляется системой государственных органов. По важнейшим вопросам развития инновационной деятельности Советом Министров Республики Беларусь принимаются необходимые постановления.

Планирование и прогнозирование инновационной деятельности должно учитывать преобразование структуры научно-технической сферы в соответствии с требованиями рыночной экономики и условиями выхода на инновационный путь развития.

В регионах предусматривается укрепление заводского сектора науки. Научно-исследовательские институты в регионах со значительным научным и инновационным потенциалом в установленных государством приоритетных направлениях научно-технической деятельности преобразуются в государственные научно-технические центры (ГНТЦ) при Комитете по науке и технологиям.

Они выступают государственными заказчиками научно-технических программ и крупных исследовательских проектов. Задача ГНТЦ — обес-

зад,

печивать высокий научно-технический уровень продукции и технологий по их профилю. Создание таких центров является организационно-экономической мерой, препятствующей распылению ресурсов республиканского бюджета, а также одним из способов преодоления формально-отраслевой разобщенности при постановке, проведении и оценке результатов исследований и разработок.

Часть научных и конструкторско-технологических организаций преобразуются в инновационные центры и технопарки, то есть путем акционирования или на основе других организационных методов происходит передача площадей и оборудования предпринимателям, банкам, иным инвесторам на условиях долгосрочной аренды (лизинга). При этом должен быть сохранен их научно-технический потенциал.

К особенностям приватизации в данной сфере относятся:

• учет стоимости нематериальных активов (интеллектуальной собственности) при определении стоимости приватизируемых объектов;

• увеличенный норматив оборотных средств, влияющих на величину уставного фонда;

• необходимость сохранения научных и инженерных кадров для обеспечения успешной деятельности в научно-технической сфере;

• подбор инвесторов, готовых вложить средства в инновационные проекты.

В процессе прогнозирования и планирования в регионе используется целая система показателей, характеризующих НТП и используемых в его регулировании. Они отражают те или иные характеристики НТП. Рассматривая науку как подсистему народного хозяйства, показатели разделяют на характеристики входа, выхода, состояния сферы НИОКР.

Ха рактеристиками входа являются показатели оценки поступающих ресурсов всех видов:

? текущие затраты на НИОКР;

• приросты численности научных кадров;

• капитальные вложения и др.

, Выход сферы НИОКР определяют показатели оценки результатов, поступающих из науки в другие подразделения. К таковым относятся:

• число изобретений и открытий;

1 • экономический эффект от внедрения НИОКР;

• число научных публикаций и работ и т.п.

Государственная статистика, характеризующая НТП в регионе, оперирует следующими показателями:

1) число научных публикаций, патентов, авторских свидетельств — как характеристики научно-технического задела;

2) доля прогрессивных материалов и видов энергии, использованных в производстве, — как отражение позитивных сдвигов в структуре предметов труда;

3) доля выбытия основных производственных фондов (процент обновления оборудования) — как отражение сдвигов в возрастной структуре средств труда; ?

302

4) численность научных работников, специалистов с высшим и средним специальным образованием — как показатель уровня квалификации работников; t

5) обновление номенклатурных позиций выпускаемой продукции^ объем продукции высшей категории качества.

Состояние сферы НИОКР (оценканакопленногонаучно-техни* ческого потенциала) анализируется с помощью следующих показателей: ,

• численность научных кадров; а

• численность занятых в сфере НИОКР; ц

• стоимость основных фондов;

• количество академических и отраслевых научных организаций и др.

Научно-техническая стратегия в регионах осуществляется в форме целевых комплексных программ, решений важнейших научно-технических проблем. Их роль заключается в концентрации научно-технических, материальных, финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решении на этой основе важнейших социально-экономических задач.

В целевых научно-технических программах предусматриваются следующие моменты:

• оптимизация сроков осуществления научно-технической разработки;

• обеспечение научно-технических работ необходимыми трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;

• возможность подготовки производства к практическому использованию результатов исследований;

• организация единого управления стадиями научно-производственного цикла и действенного контроля за выполнением всего комплекса мероприятий, направленных на достижение конечной цели.

Таким образом, целевая научно-техническая программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на решение поставленной научно-технической проблемы, характеризоваться определенными (целевыми) результатами.

Процесс формирования научно-технической программы включает четыре этапа:

• определение и детализация основных характеристик и целей научно-технической программы;

• подбор исполнителей;

• планирование ресурсного обеспечения;

• оценка конечных результатов.

В условиях формирования рыночных отношений в регионах существенным образом меняются функции государства, местных органов в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности.

Новый подход к управлению инновационным процессом опирается на множество источников финансирования и программно-целевую ориентацию.

зоз

Для фундаментальных научных исследований, которые являются основой научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, главным источником финансирования служат бюджетные ассигнования. Финансирование НИОКР по приоритетным направлениям (машиностроение, приборостроение и т.д.) осуществляется при гибком сочетании бюд-» жетных источников и средств заинтересованных предприятий и организаций регионов. Причем прикладные исследования должны главным образом обеспечиваться за счет средств хозяйствующих субъектов регионов при определенной государственной поддержке.

Пользуясь традиционным делением науки на фундаментальную и прикладную, систему финансирования НИОКР можно представить следующим образом:

1) финансирование фундаментальных исследований;

2) финансирование прикладных исследований;

3) финансирование внедренческих работ.

В рамках первого направления выделяют бюджетное финансирование научных организаций, специализирующихся на фундаментальных исследованиях (государственных научных центров, академических институтов и вузов), и конкурсную поддержку наиболее перспективных и важных инициативных проектов путем предоставления субсидий (грантов) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований выделяют два механизма: государственный заказ и долевое государственное финансирование.

Государственный заказ используется на стратегически важных направлениях прикладной науки и принимает две основные формы:

• целевого контракта под конкретные высокоприоритетные цели и определенных исполнителей, с исключительным правом государства на использование полученных результатов,

• конкурсного контракта с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем.

В последнем случае предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкретные результаты.

Долевое государственное финансирование прикладных исследований может выступать в различных формах (создание научно-исследовательских консорциумов промышленных предприятий и научных организаций, целевые комплексные программы развития прикладных исследований по перспективным направлениям).

Среди организационных механизмов финансирования внедренческих работ различают государственный заказ и льготный кредит.

Государственный заказ осуществляется в форме целевых контрактов под определенных исполнителей, а также в форме конкурсных контрактов, на которые могут претендовать сразу несколько конкурирующих организаций.

Льготный кредит может быть предоставлен либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредита предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит в зависимости от степени важности продвигаемых на рынок научных разработок, уровня рентабельности при коммерческой реализации проекта в сочетании с достигнутым социальным эффектом, повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке и других показателей.

Планируемые мероприягия НТП обосновываются с точки зрения технической, организационной, социальной и экономической целесообразности их внедрения. 2014-07-19 18:44

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.