.RU
Карта сайта

13.5.2. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации

^ 13.5.2. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации

Чрезвычайная эпидемическая ситуация

- прогрессирующее нараста­ние численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводя­щее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.
Как было сказано выше, карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными ин­фекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок.
При введении

карантина

предусматривается:

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении

обсервации

преду­сматривается:

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет це­лью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осу­ществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделе­ниями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного пат­рулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передви­жением населения между отдельными карантинизированными населенными пункта­ми, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов на про­селочных дорогах, тропинках и т.д.
Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - кон­трольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП).
СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в рай­онах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на же­лезных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению терри­ториальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственны­ми службами.
Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохож­дении обсервации.
Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятствен­но при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.
В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы меди­цины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установ­ления карантина.
На санитарно-контрольный пункт возлагается:

Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.
Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответ­ствующими ведомствами.
Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командиро­ванные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в те­чение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При хо­лере обсервируемые обследуются на вибриононосительство.
Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохра­нения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитий, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, во­кзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществ­ляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организу­ется за счет обсервируемых и средств администрации.
Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунально­го хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.
Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ве­домств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.
Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по воз­можности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускает­ся. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.
По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэро­порт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства.
При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция с полной санитарной обработкой обсервируемых и обслуживающего персонала, находившегося в контакте с больными.
Продукты питания и промышленные товары первой необходимости для карантинизированного населения ввозятся в карантинную зону в соответствии с планами поставок или по требованию начальника ГО соответствующего региона.
Грузы, предназначенные для объектов экономики, доставляются к месту назна­чения на объект, а для населения - на станции разгрузки.
Лица, доставляющие грузы, при контакте с больными или при нарушении уста­новленных правил подлежат обсервации в карантинной зоне. Лица, сопровождающие грузы, после убытия из карантинной зоны подвергаются медицинскому наблюдению в пути следования и по месту жительства.
На станциях разгрузки оборудуются помещения (изоляторы) для размещения лиц, сопровождающих грузы; санитарные пропускники для проведения полной сани­тарной обработки лиц, сопровождающих грузы перед убытием из карантинной зоны; площадка для обеззараживания транспорта.
Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие доку­менты о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профи­лактики, индивидуальные средства защиты.
Руководитель СПК по рекомендации заместителя председателя в соответствии со сложившейся обстановкой устанавливает правила поведения населения в очаге, режим работы транспорта и объектов народного хозяйства.
Ограничение общения между отдельными группами населения достигается за­прещением свободного (без специальных пропусков) передвижения населения и транспорта между и внутри карантинизированных населенных пунктов в зоне ЧС, за­прещением массовых мероприятий (митингов, собраний), закрытием рынков, органи­зацией обеспечения населения продуктами питания, доброкачественной питьевой во­дой и промышленными товарами первой необходимости, организацией перевозок формирований, работающих по спасению пораженного населения.
Карантинизированное население обязано строго выполнять установленные пра­вила карантина, которые предусматривают своевременное извещение о появлении в коллективе или семье заболевших лиц и соблюдение мер предосторожности при об­щении с ними, недопущение неорганизованного передвижения в карантинной зоне, соблюдение установленного порядка выезда и вывоза имущества из карантинной зо­ны и строгое выполнение правил личной гигиены.
В зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки указанные правила поведения населения в карантинной зоне могут уточняться и дополняться.
На объектах экономики, продолжающих работу в условиях карантина, вводится противоэпидемический режим работы, предусматривающий:

Работа предприятий общественного питания и торговли по обеспечению карантинизированного населения продуктами питания осуществляется при строгом соблю­дении санитарно-гигиенических, противоэпидемических и режимных требований.
Лечебно-профилактические и противоэпидемические учреждения, формирова­ния, занятые ликвидацией санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, перево­дятся на строгий противоэпидемический режим работы, включающий перестройку работы в условиях противоэпидемического режима и обсервации, казарменное раз­мещение личного состава формирования, использование индивидуальных средств за­щиты, применение средств экстренной профилактики, проведение текущей дезин­фекции в учреждениях (поликлиниках, изоляторах, стационарах и др.).
В эпидемических очагах обеззараживание проводится в лечебных учреждениях, на транспорте, объектах экономики, продолжающих работу в очаге, местах сбора на­селения для эвакуации и других местах пребывания пострадавшего населения и спа­сателей различных формирований.
Обеззараживание транспортных средств осуществляется на организуемых площад­ках и моечных станциях; одежды, обуви и мягкого инвентаря - на площадках обеззара­живания одежды, с использованием передвижных дезинфекционно-душевых установок.
Санитарная обработка населения, рабочих и служащих объектов, не прекращаю­щих работу в зоне ЧС и эпидемическом очаге, осуществляется в сохранившихся ста­ционарных или временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе санитар­ных пропускников, бань, душевых установок.
Контактным лицам до установления диагноза заболевания ООИ проводится об­щая экстренная профилактика антибиотиками широкого спектра действия или ком­плексами антибиотиков.
Специфическая профилактика (вакцинопрофилактика) в карантинной зоне про­водится по эпидемическим показаниям. В первую очередь прививки проводятся ли­цам группы риска и лицам, имеющим контакт с инфекционными больными или бактерионосителями, а также личному составу формирований и служб, занятых ликвида­цией последствий ЧС.
Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных на за­болевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.
Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими фор­мированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.
Для изоляции и лечения инфекционных больных в карантинной зоне разверты­ваются инфекционные стационары (инфекционные подвижные госпитали, провизор­ные и обсервационные госпитали, холерные и противочумные госпитали).
При развертывании инфекционных стационаров для больных особо опасными инфекционными заболеваниями предусматриваются; зона строгого режима (заразная половина), гае развертываются приемно-сортировочное, лечебно-диагностическое, лечебное, лабораторное отделения; морг, изолятор для медицинских работников и обсервационная зона (чистая половина), где развертываются аптека, кухня-столовая, общежитие для сотрудников, штаб и хозяйственные подразделения. Между этими зо­нами развертываются санитарный пропускник и передаточные пункты.
Для централизованного обеспечения отделений дезинфицирующими растворами при аптеке развертывается пункт приготовления дезрастворов.
Личный состав стационара в зоне строгого режима до установления диагноза ра­ботает только в средствах защиты (противочумные костюмы, «Кварц» и др.) и после окончания работы проходит полную санитарную обработку.
Ответственность за строгое выполнение сотрудниками требований противоэпи­демического режима при работе с инфекционными больными возлагается на заве­дующих отделениями.
^ 13.5.3. Противоэпидемические мероприятия при работе

больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях


При выявлении больных с инфекционной патологией в общем потоке поступаю­щих на лечение в больницу или при информации об инфекционных больных среди пострадавших больница должна быть переведена на работу в противоэпидемическом режиме. При этом необходимо установить диагноз инфекционного заболевания, сте­пень опасности, количество заболевших.
В развитии событий чрезвычайной эпидемической ситуации возможны два варианта.

  1. В приемном отделении выявляют больного опасной или особо опасной инфекцией. В силу этого для других поступающих неинфекционных больных развертывают новое приемное отделение, а инфекционного больного отправ­ляют в инфекционную больницу или в специализированное инфекционное отделение, контактировавших с ним (кроме инфекций, не передающихся от человека: туляремия, бруцеллез, ботулизм, лептоспироз и др.) в провизорный госпиталь или провизорное отделение данной больницы; если отсутствует возможность госпитализации больного в инфекционную больницу или специализированное инфекционное отделение больницы, срочно проводят пере­профилирование соматического отделения больницы в инфекционное со­гласно заранее утвержденному плану.

  2. Выявленные на этапе медицинской эвакуации инфекционные больные из
    числа пораженного населения направляются в приемное отделение больницы, подготовленное для приема только инфекционных больных; лица, кон­тактировавшие с больными опасными и особо опасными инфекциями (кроме инфекций, не передающихся от человека), направляются в провизорные гос­питали или в перепрофилированные отделения лечебных учреждений.

Больных ООИ в стационар перевозит бригада эвакуаторов на специально выде­ленном автотранспорте. В состав бригады включают врача или среднего медицинско­го работника, двух санитаров и шофера, знакомых с требованиями режима.
После доставки больного в стационар транспорт и предметы, использованные при транспортировке, обеззараживают на специально оборудованной площадке сила­ми бригады эвакуаторов. По окончании каждого рейса персонал, сопровождавший больного, обязан пройти санитарную обработку с заменой средств индивидуальной защиты. Использованные средства индивидуальной защиты подлежат дезинфекции.
При работе больницы в зоне ЧС в случае выявления среди пораженных больно­го особо опасным или опасным инфекционным заболеванием дежурный врач обязан: доложить об обстановке главному врачу больницы; оповестить персонал больницы и отдать распоряжение о переводе приемного отделения больницы в противоэпидеми­ческий режим работы.
Противоэпидемический режим работы в случаях выявления среди пораженного населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиоз­ными инфекциями с быстрым нарастанием числа заболевших включает карантин.
Для оцепления очага выставляют внутренние и наружные посты. Внутреннюю охрану обеспечивают органы внутренних дел. Наружное оцепление по границам ка­рантинной зоны осуществляют войска МВД или Минобороны России.
После выявления инфекционного больного в приемном отделении прекращается сортировка поступающих больных. В приемном отделении оказывают экстренную помощь, берут материал для лабораторных исследований, проводят санитарную об­работку, переодевают больного, готовят одежду больного к отправке в дезинфекци­онную камеру, начинают специфическое лечение и составляют документацию на по­ступившего больного. Приемное отделение оборудуют в соответствии с необходимо­стью проведения текущей и заключительной дезинфекции.
Больных, подлежащих провизорной госпитализации, размещают индивидуально или небольшими группами в соответствии со сроками поступления и клиническими формами, а также по тяжести заболевания. Устройство, порядок и режим работы про­визорного госпиталя (отделения) устанавливаются такие же, как и в больнице, рабо­тающей в строгом противоэпидемическом режиме. При подтверждении в провизор­ном госпитале (отделении) у больных предполагаемого диагноза их переводят в соот­ветствующие отделения специализированного инфекционного госпиталя.
Снятие карантина или обсервации в зависимости от конкретной обстановки мо­жет осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. При этом составляется акт и выносится решение местной администрации.
^ 13.5.4. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных
В ЧС, вызванных бактериологическими (биологическими) агентами, в том числе при крупных эпидемических вспышках инфекционных заболеваний, возникает необ­ходимость одномоментной госпитализации большого количества заболевших. При этом, в силу особенностей эпидемического процесса, количество больных, особенно в первую неделю, резко нарастает, что требует значительного увеличения коечного фонда. Наиболее распространенным мероприятием, проводимым здравоохранением в таких случаях, наряду с использованием территориальных инфекционных больниц, является перепрофилирование соматических стационаров в инфекционные. Это ме­роприятие должно быть положено в основу планов противобактериологической за­щиты населения. Перечень соматических стационаров или отделений, которые в ЧС планируется использовать в качестве инфекционных, утверждается решением орга­нов управления здравоохранением и доводится до сведения руководителей лечебных учреждений соответствующими планами-заданиями.
На этапе подготовки здравоохранения к работе в ЧС, связанных с эпидемиями, необходимо предусмотреть подбор помещений для развертывания в них временных инфекционных стационаров и обсерваторов, в том числе детских отделений. Выделе­ние помещений осуществляет администрация города (района).
Временные инфекционные стационары и обсерваторы приписываются к лечеб­ным учреждениям, откуда производится обеспечение имуществом, оборудованием, медикаментами и выделение медицинских кадров.
Помещения инфекционного стационара, в том числе временного, подразделяются на две основные зоны: зону строгого режима и зону ограничения. В зоне ограничения размещаются административно-управленческие и хозяйственные службы, аптека, пи­щеблок, прачечная, общежитие для персонала, помещение для дежурного персонала, туалетные комнаты, «чистая» половина санитарно-противоэпидемического пропускни­ка с помещениями для переодевания персонала и управления дезкамерным блоком.
В зоне строгого противоэпидемического режима размещаются приемно-сортировочное отделение, стационар для больных с установленным диагнозом, провизорным отделением, лаборатории (бактериологическая и клиническая), патолого-анатомическое отделение и «грязная» половина санитарно-противоэпидемического пропускника.
Между зонами организуется специальный шлюз или передаточное окно с систе­мой блокировки дверей во избежание одновременного их открытия с двух сторон и перетока воздуха. Должны быть емкости с дезинфицирующими средствами для обра­ботки принадлежностей, помещений лечебных отделений, посуды и др. Для обработ­ки воздуха необходимо предусмотреть оборудование указанного шлюза бактерицид­ными лампами.
При перепрофилировании соматических больниц или других учреждений под инфекционные стационары особое внимание необходимо уделять организации воз­душных потоков. При этом поток воздуха должен быть направлен в сторону инфици­рованных помещений, что может быть обеспечено конструктивными изменениями в соответствующих вентиляционных системах или, как временной мерой, герметизаци­ей (заклеиванием) приточных отверстий на «чистой» половине и вытяжных - на «грязной». Окна и двери должны быть также максимально герметизированы, откры­вающиеся двери, створки или фрамуги должны плотно прилегать к коробкам. В слу­чае необходимости дополнительного проветривания как вынужденная мера при от­дельных инфекциях допускается открывание фрамуг при установке на них мелко­ячеистой сетки.
В палатах создаются условия для обеспечения больных предметами индивиду­ального пользования, а также для качественного проведения текущей дезинфекции.
Противоэпидемический режим в инфекционном стационаре должен быть орга­низован таким образом, чтобы предотвратить заражение персонала, распространение внутрибольничной инфекции, распространение патогенных микроорганизмов внутри стационара или вынос инфекции за его пределы.
Организация противоэпидемического режима, включая организацию охраны территории, возлагается на главного врача инфекционного стационара (обсерватора), а контроль за его выполнением - на санитарно-эпидемиологическую службу.
В целях сокращения времени на перепрофилирование соматических больниц или приспособление выделяемых помещений под инфекционные стационары необхо­димо соблюдать очередность проведения работ, В первую очередь проводятся меро­приятия по подготовке помещений для развертывания в них основных подразделе­ний: приемно-сортировочного отделения, лабораторий (клинической и бактериологи­ческой), палат для больных, санитарно-противоэпидемического пропускника, аптеки. Во вторую очередь развертываются вспомогательные подразделения: пищеблок, складские помещения, общежитие для персонала.
При строгом выполнении изложенных выше правил и принципов организации работ по перепрофилированию соматических больниц или других помещений для размещения в них инфекционных стационаров или обсерваторов, а также соответст­вующей квалификации закрепленного за ними персонала удается в короткие сроки выполнить необходимый объем приспособительных работ и в последующем обеспе­чить выполнение противоэпидемического режима в полном объеме.
^ 13.5.5. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций

Землетрясения

относятся к самым опасным природным бедствиям.
С санитарно-гигиенических позиций огромную значимость имеет разрушение водоводов, канализационных коллекторов и других коммуникаций, так как это, с од­ной стороны, вызывает загрязнение значительной части территории возбудителями различных инфекций, токсичными и иными веществами, а с другой - затрудняет про­ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В нарушениях, связан­ных с очисткой районов от твердых и жидких отходов, преобладают недостатки орга­низационного порядка, обусловленные неэффективным управлением соответствую­щими работами. В период изоляции и в первые дни спасения вывоз бытового мусора, разрушенных конструкций, трупов животных не проводится или осуществляется сти­хийно. Как правило, отходы и мусор сдвигаются на свободные участки территории вдоль дорог, то есть в места, не согласованные с коммунальными службами и учреж­дениями (формированиями) санитарно-эпидемиологической службы.
Землетрясения приводят к загрязнению водоисточников, поэтому разведка водоисточников, защита запасов питьевой воды и контроль за ее качеством приобретают особую актуальность.
Разрушения жилых и производственных зданий, миграция большого числа по­страдавших и спасателей обостряют проблему обеспечения доброкачественными продуктами и готовой пищей, в силу чего требуется лабораторно-гигиенический кон­троль за организацией питания.
При наличии природных очагов чумы, туляремии и других инфекций приобре­тают актуальность изменения в поведении некоторых биологических видов, являю­щихся резервуаром указанных заболеваний, - крыс, мышей и других животных, что требует принятия быстрых истребительных и противоэпизоотических мер.
При землетрясениях разрушается значительное количество медицинских учреж­дений, что резко осложняет проведение санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий в фазе изоляции и при начале спасательных работ до прибытия формирований извне.
В зоне землетрясения в первую очередь возникают следующие санитарно-эпи­демиологические последствия:

В первые дни после катастрофы отмечается дезорганизованность в работе хозяй­ственных органов, ответственных за материально-бытовое и коммунальное обеспече­ние населения и спасателей. Поэтому в первые дни работы во избежание критических ситуаций санитарно-эпидемиологическая служба вынуждена брать на себя ряд хозяйст­венных функций: доставку и установку умывальников на полевых пунктах питания и в лагерных городках спасателей, участие в развертывании и оборудовании полевых пунктов питания, оборудование площадок для обработки погибших, обеззараживание воды в транспорте подвоза и емкостях для хранения запасов питьевой воды.
Одновременно в очаге необходимо проводить специальные санитарно-противоэпидемические мероприятия: санитарную разведку ближайших водоисточников, при­годных для питьевого (с целью сокращения плеча завоза питьевой воды) и техниче­ского водоснабжения (обеспечение помывочных пунктов, площадок для обработки погибших, обеспыливания проездов и площадок); контроль за качеством воды, по­рядком ее транспортировки и раздачи; контроль за соблюдением санитарных правил приготовления и раздачи пищи на полевых пунктах питания и их содержанием, за са­нитарным состоянием лагерных городков спасателей, продовольственных объектов, общественных умывальников и туалетов, за помывкой населения и спасателей. Необ­ходимы тотальная дезинфекция всех мест общественного пользования, объектов спа­сательных и рекультивационных работ согласно специально разработанному плану; бактериологическое обследование работников продовольственной службы; санитарно-лабораторный контроль питьевой воды, пищевых объектов и сохранившегося про­довольствия, готовой пищи.
Для химических исследований в первую очередь следует использовать базы уце­левших помещений лабораторий ЦГСЭН. В дальнейшем бактериологические иссле­дования воды и смывов с предметов полевых пунктов питания проводятся на базе прибывших полевых медицинских лабораторий.
Как правило, только на вторые-третьи сутки после землетрясения начинают по­ступать материальные средства, выделяемые территориальными службами, федераль­ными органами МЧС России и ВСМК для проведения санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий, дезинфекционные средства и аппаратура, лаборатор­ное имущество, иммунологические препараты, средства индивидуальной защиты и др.
В период проведения спасательных работ в зоне землетрясения организуется временный ЦГСЭН или из прибывших санитарно-эпидемических бригад (СЭБ) соз­дается санитарно-эпидемиологический отряд.

Работа санитарно-эпидемиологической службы включает:



В дальнейшем к этому перечню необходимо добавить проведение дезинфекци­онных мероприятий в местах проведения работ по расчистке завалов, заключитель­ную дезинфекцию площадок для обработки погибших, холодильных камер и рефри­жераторов, выдачу разрешений на перевозку останков и др.
Крайне важно обеспечить СЭБ, прибывающие в очаг в числе первых, портатив­ной укладкой с оптимальным набором принадлежностей для проведения необходи­мых экспресс-исследований, а также минимумом иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств.
По эпидемиологическим показаниям целесообразно направлять в очаг специали­зированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), которые могли бы в короткий срок провести противоэпидемические мероприятия и микробиологические исследо­вания, организовать дезинфекционные пункты. СПЭБ должны быть оснащены зара­нее подготовленными и тщательно подобранными комплектами лабораторного иму­щества, рассчитанного на проведение исследований и работ в полном объеме.
Следует укомплектовать необходимой экипировкой и имуществом направляе­мые в очаг СЭБ, так как в зоне землетрясения могут быть самые различные метеоро­логические и климатические условия, а жилищные и бытовые, как правило, только полевые. Поэтому каждая СЭБ должна быть обеспечена палаткой с походной печью, спальными принадлежностями, средствами для освещения, приготовления пищи и водоснабжения.
Практика работы санитарно-эпидемиологической службы в очагах ЧС (Арме­ния, Чернобыль, Нефтегорск) показала целесообразность формирования санитарно-эпидемиологических отрядов из сохранившегося личного состава местных санэпидучреждений и СЭБ, прибывших для оказания помощи. Такие отряды численностью 15-20 чел., имеющие в своем составе профилированные подразделения, лаборатор­ное оборудование и автомобильную технику, могут эффективно действовать па от­дельных направлениях или в секторах, руководимые медицинским отделом опера­тивной группы по ликвидации последствий ЧС.

^ Наводнения или катастрофические затопления

на больших территориях тре­буют изменения в тактике деятельности здравоохранения, в том числе и санитарно-эпидемиологической службы.
Имеют значение прежде всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество населения оказывается без крова, без питьевой воды и продук­тов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других неблагопри­ятных метеорологических факторов.
Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависит от нанесенного ущерба на затапливаемой территории, создавшихся социаль­но-бытовых условий и других факторов жизнеобеспечения населения.
Эффективность организации санитарно-эпидемиологической помощи постра­давшему населению, использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы зависят от появления на затапливаемой территории четырех зон катастрофи­ческого затопления. В результате резкого осложнения санитарно-эпидемиологиче­ской обстановки в зонах затопления может появиться значительное число санитар­ных и безвозвратных потерь.
Для ликвидации медико-санитарных последствий катастрофических затоплений местные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы заблаго­временно разрабатывают планы медико-санитарного обеспечения населения, прожи­вающего в зонах возможных наводнений или катастрофических затоплений.
Важное значение в ликвидации медико-санитарных последствий имеет санитарно-эпидемическое состояние зоны бедствия. В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуни­каций, банно-прачечных сточных вод, места сбора мусора, нечистот и прочих отбро­сов, которые загрязняют зоны затопления и распространяются по течению затапливаю­щей волной. В этих зонах возрастает опасность возникновения и распространения ин­фекционных заболеваний в результате скопления населения на ограниченной террито­рии при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.
Во время наводнения погибает готовый к уборке урожай, заливаются животновод­ческие фермы, пастбища. Все смешивается в единую массу. Условия для возникнове­ния эпидемий, ранений, гнойных и анаэробных инфекций оказываются в этот период самыми благоприятными. Вместе с тем инфекционные последствия наводнения подчи­няются вполне определенным закономерностям. Вслед за развитием катастрофическо­го затопления одними из первых заполняются инфекционные стационары желудочно-кишечного профиля. В массовом количестве могут поступать больные с традиционны­ми кишечными инфекциями - дизентерией, колиэнтеритами, дисбактсриозом, сальмонеллезом. Вырастает уровень заболеваемости гепатитом А. Вслед за этим может поя­виться волна зоонозов - лептоспироз, туляремия. Значительно увеличивается количест­во пациентов в хирургических клиниках и стационарах. В детских инфекционных ста­ционарах растет нагрузка за счет больных с менингококковой инфекцией.
В проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ката­строфического затопления принимают участие силы и средства территориальных и ме­стных органов, формирования ВСМК. Для оказания санитарно-эпидемиологической помощи привлекаются СЭБ, которые формируются решением территориальных орга­нов здравоохранения и территориальных ЦГСЭН для самостоятельной работы в очаге.
Необходимость одновременного оказания санитарно-эпидемиологической помо­щи разрозненным группам населения на большой территории обусловливает работу указанных бригад небольшими силами на более широком участке. В некоторых слу­чаях, размещаясь на плавсредствах (катерах, моторных лодках), врачи бригад вынуж­дены действовать самостоятельно. Все лица, участвующие в спасении на воде, долж­ны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, кругами и т.п.).
Для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах катаст­рофического затопления также направляются группы эпидемиологической разведки, создаваемые на базе ЦГСЭН разного уровня.
Эвакуируемое население из зоны катастрофического затопления небольшими группами по 10-15 чел. размещается в утепленных помещениях, где организуется ме­дицинское наблюдение и проводится общая экстренная профилактика по существую­щей схеме.

При техногенных ЧС

главной опасностью па объекте экономики является влияние одного или совокупности нескольких поражающих факторов на жизнь и здо­ровье людей в момент аварии (выброса, выпуска, сброса) или сразу же после нее.
Санитарно-гигиеническая характеристика потенциально опасных объектов вклю­чает оценку поражающих (ведущих и сопутствующих) факторов аварий и катастроф, действие потенциально опасных веществ, выполнение мер безопасности, оценку усло­вий и риска возникновения аварии, средств и мероприятий по защите людей и т.д.
Для оценки степени опасности техногенных ЧС необходимо учитывать особен­ности очагов поражения при различных типах аварий:

При оценке требуемых и предпринимаемых мер безопасности учитывается:

Главными направлениями в обеспечении безопасности действующего промыш­ленного производства являются:

При ухудшении производственной обстановки на аварийноопаспых предприяти­ях санитарно-эпидемиологическая служба должна обеспечить: выявление эпидемиче­ского очага, определение степени его опасности, оказание методической и иной по­мощи администрации (медицинской службе) объекта в проведении мероприятий по локализации и ликвидации очага; усиление контроля за состоянием окружающей сре­ды и других потенциально опасных объектов; отработку системы сбора и обработки информации; проверку (при необходимости - создание) запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества для специализированных формирований постоянной готовности службы; взаимодействие с центрами медицины катастроф и другими органами управления здравоохранением, МЧС, Минобороны, МВД России; повышение готовности лабораторной базы и разведывательных формирований с уче­том прогнозируемых вариантов развития аварийной обстановки; разработку предло­жений для комиссии по делам ГОЧС и СПК по проведению мероприятий, направлен­ных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, снижение чис­ленности пораженных и ослабление санитарно-эпидемиологических последствий в случае аварии.
Для оказания медико-санитарной помощи и профилактики массовых инфекцион­ных заболеваний, отравлений и защиты щитовидной железы при угрозе возникновения ЧС, в периоды изоляции и спасения после катастрофы или бедствия рекомендуется санитарно-противоэпидемическая аптечка, состав которой приведен в Приложении 25.
В условиях нарастающей угрозы техногенных катастроф большая роль отводит­ся экологическим мероприятиям, ограничивающим уровни загрязнения окружающей среды и обеспечивающим аварийную надежность потенциально опасных произ­водств. Эти мероприятия носят как инженерно-технический, так и организационный характер. К инженерно-техническим мероприятиям можно отнести следующие.

  1. Снижение запасов радиоактивных, химических и биологических веществ на
    опасных производствах до минимально необходимых по технологии.

  2. Обеспечение системами аварийного контроля потенциально опасных объектов, экономная обеспеченность системы аварийного контроля радиационноопасных, химически опасных, пожароопасных объектов, магистральных тру­бопроводов в зонах угрозы жизни и здоровью населения.

  3. Повышение устойчивости зданий, цехов, сооружений опасных производств,
    хранилищ сырья и готовой продукции.

  4. Инженерная защита территорий, направленная на предотвращение людских
    потерь и создание условий для ликвидации последствий аварии; использование устройств, создающих паровые, водяные, воздушные завесы для предот­вращения распространения облака.


^ 13.5.6. Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях

Управление

организацией и проведением санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий заключается в повседневной деятельности руководяще­го состава и органов управления по поддержанию постоянной готовности к действи­ям личного состава формирований санитарно-гигиенического и эпидемиологическо­го профиля, персонала объектов и населения в зонах ЧС.
Управление должно иметь четко построенную автоматизированную систему от центральных органов до специализированных формирований в районах катастроф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и подготовленных для этих целей специалистов (эпидемиологов, гигиенистов, санитарных врачей, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).
Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической служ­бы включает:

Для достижения эффективного управления организацией деятельности санитар­но-эпидемиологической службы информация должна быть своевременной, полной и достоверной. Это достигается соответствующей периодичностью и направленностью потоков информации, их централизацией и децентрализацией.
Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-профилактических учреж­дениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, условно делятся на следующие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, ин­формационно-методические, плановые, учетные, отчетные, пропагандистские по здо­ровому образу жизни, запросы, ответы на запросы и предложения.
Исходные данные для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий получают:
а) от региональных органов (штабов) по делам ГОЧС: о порядке оповещения;
об опасностях, возникших в ЧС; о категории по гражданской обороне городов, на территории которых сложилась ЧС; о местах потенциально опасных объектов народного хозяйства; о границах зон возможных разрушений, опас­ного химического и радиоактивного загрязнения, о наличии инфекционных больных, возможного катастрофического затопления местности; о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке связи с ними; о силах и средствах, выделяемых по планам органов управления ГОЧС на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) от территориальных органов исполнительной власти: о районах рассредоточения в загородной зоне; о порядке и маршрутах следования в районы рассредо­точения; о местах расположения эвакуационных комиссий, санитарно-противоэпидемической комиссии; о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами пита­ния, предметами первой необходимости и медико-санитарного обеспечения;
в) от других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, МВД России и др.):
о порядке связи и оповещения; о границах зон возможных разрушений, опасного химического и радиоактивного загрязнения местности по оценке их ор­ганов управления; о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану объектов.
Анализ полученной информации осуществляется на основе гигиенической и эпидемиологической диагностики условий размещения, питания, водоснабжения, а также инструментальных измерений и изучений факторов риска ухудшения работо­способности населения в зонах ЧС и личного состава формирований, принимающего участие в организации санитарно-противоэпидемического обеспечения.
Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включа­ет характеристику: фактических результатов воздействия экстремальных факторов (разрушения, затопления, радиоактивного и химического загрязнения) на здоровье людей, готовности сил и средств к выполнению стоящих перед ними задач, степени защищенности населения и личного состава формирований от опасностей ЧС, физи­ко-географических и климатических условий и их влияния на организацию и выпол­нение санитарно-гигиенических мероприятий.
В выводах из оценки обстановки определяется степень готовности сил и средств к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации в процессе прово­димых мероприятий.
В решении на организацию и проведение санитарно-гигиенических мероприя­тий отражаются следующие вопросы:

• организация управления и всестороннего обеспечения.
К основным мероприятиям, планируемым и проводимым в зонах ЧС, относятся: оповещение органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы согласно установ­ленному порядку и схемам; оценка санитарно-гигиенической обстановки, перевод органов и учреждений госсанэпидслужбы в режим чрезвычайной ситуации; выдви­жение отрядов, бригад, групп экспертов госсанэпидслужбы в район ЧС; организация санитарно-эпидемиологического надзора и гигиенической экспертизы в зонах ЧС; осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей системе СНЛК) за со­стоянием окружающей среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях; организация материально-технического обеспече­ния работы специалистов госсанэпидслужбы, восполнение резерва и создание опера­тивных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностиче­ских и других средств для ликвидации ЧС.
Доведение задач до исполнителей осуществляется через руководителей органов управления, учреждений и формирований, которые осуществляют весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением санитарно-эпиде­миологическим надзором и санитарно-гигиеническими мероприятиями. Эти действия реализуются посредством приказов, приказаний, указаний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативного воздействия осуществляется путем составле­ния календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих реше­ний. Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки.
Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий формирований Госсанэпидслужбы, Минобороны, МЧС Рос­сии, органов исполнительной власти и сил других ведомств, привлекаемых или обес­печивающих выполнение задач при проведении санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по зада­чам, месту, времени и способам их совместных действий.
Для организации управления вне зоны катастрофы могут развертываться пункты управления - самостоятельные или в составе штабов по делам ГОЧС и других ве­домств. Для обеспечения работы личного состава пункта управления должна быть от­работана соответствующая документация: схемы оповещения и связи; оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы); документация, отрабатываемая в ходе выполнения лич­ным составом своих обязанностей по предназначению; списки личного состава фор­мирований, его функциональные обязанности; справочные и методические материа­лы; руководящие документы и др.
Контроль и оказание помощи подчиненным организуется и проводится в ходе контрольных проверок, инспектирования, ревизий, учений, тренировок и занятий.
Качество и эффективность управления проводимыми санитарно-гигиенически­ми мероприятиями оценивается по: отсутствию или снижению отдаленных последст­вий после ликвидации ЧС; времени, затраченному па приведение объекта в надлежа­щее состояние; степени эффективного использования сил и средств; состоянию фор­мирований после выполнения задач, их работоспособности и по другим критериям.
В процессе организации санитарно-противоэпидемических мероприятий при ка­тастрофах исключительно важное значение в деятельности руководителя имеет чет­кое управление объектом здравоохранения и санэпидслужбы при приведении его в готовность и в ходе ликвидации последствий ЧС. Как уже упоминалось, под управле­нием понимается целенаправленная деятельность руководителя учреждения по ра­циональному, эффективному использованию сил и средств при выполнении меро­приятий, предусмотренных планом, в соответствии с конкретной обстановкой.
^ 13.5.7. Основные принципы управления на объекте санитарно-эпидемиологической службы
Управление на объекте ГО санэпидслужбы организует штаб по делам ГОЧС. Из состава штаба создаются два дежурных расчета для обеспечения круглосуточной ра­боты, определяется состав оперативной группы для решения возникающих задач.
Основной задачей штаба является отработка планирующей документации для работы объекта в ЧС и документов по управлению, которые позволили бы обеспе­чить рациональное использование сил и средств в условиях сложной обстановки. В работе штаба выделяются три периода: до возникновения ЧС, период возникновения ЧС и ликвидации ее последствий, период восстановления обычного режима работы.
До возникновения ЧС на штаб возлагается подготовка его членов, создание опе­ративной группы, содержание в состоянии повседневной готовности пункта управле­ния, совершенствование систем оповещения и связи. Штаб организует проведение мероприятий в соответствии с календарным планом: проводит штабные тренировки и учения на объекте; принимает участие в мероприятиях, проводимых службой меди­цины катастроф района и города; организует подготовку формирований и объекта в целом для работы в чрезвычайных ситуациях. Важное место в работе штаба объекта занимает прогнозирование обстановки, в которой может оказаться объект. Содержа­ние работы штаба и функциональных отделений объекта в течение года находит от­ражение в итоговом приказе начальника ГО объекта.
В приказе отражается степень выполнения запланированных на год мероприя­тий, дается оценка работы основных подразделений объекта санэпидслужбы по под­готовке к действиям в ЧС, отмечаются имевшие место недостатки и факты проявле-

ния недисциплинированности, невыполнения обязанностей должностными лицами. В его приказной части излагаются основные мероприятия, которые будут проводиться в течение следующего года, определяются пути устранения причин, снижающих уро­вень подготовки объекта к работе в ЧС, объявляются поощрения, а при необходимо­сти и взыскания. К приказу прилагается календарный план основных мероприятий на год с указанием сроков их проведения, исполнителей и ответственных за их проведе­ние. В приказе определяется порядок финансирования этих мероприятий. Контроль за выполнением приказа возлагается на начальника штаба объекта.
Второй период характеризуется угрозой возникновения или внезапным возник­новением очага катастрофы. Работа начальника ГО объекта в данной ситуации начи­нается со сбора данных и анализа обстановки, а также с получения задания от выше­стоящего органа управления. В зависимости от прогнозируемой обстановки и харак­тера возможной ЧС принимается решение по подготовке объекта, его переводу на ре­жим работы в ЧС. Может быть задействована схема оповещения и сбора только ру­ководящего состава или полностью всего персонала объекта санэпидслужбы. Особое место в управлении занимает распорядительность при выполнении мероприятий по защите персонала и больных, по приведению в готовность созданных медицинских формирований (бригад и отрядов) и перепрофилированию коек для приема инфекци­онных больных.
В целях непрерывности проведения мероприятий и наращивания усилий по под­готовке объекта санэпидслужбы его штаб может переводиться на круглосуточный ре­жим работы. При этом для персонала штаба, а при необходимости и для персонала функциональных отделений, может устанавливаться продленный рабочий день (12ч и более). В штабе организуется круглосуточное оперативное дежурство, ведется жур­нал оперативного дежурного.
Организация круглосуточной работы штаба и объекта определяется приказом главного врача - начальника ГО объекта, учет работы персонала для выплаты заработ­ной платы ведется в соответствии с графиком по практически затраченному времени.
При переводе на круглосуточный режим работы предусматривается размещение персонала и предоставление ему возможности для отдыха, организуется питание на объекте (за плату). В часы отдыха персонал может убывать из расположения объекта только по разрешению руководителя - начальника ГО объекта или начальника штаба по делам ГОЧС объекта.
Организация управления на объекте зависит от складывающейся обстановки: объект может оказаться в зоне воздействия поражающих факторов либо не подверга­ется их воздействию. В первом варианте управление направлено на обеспечение за­щиты персонала и материальных средств, во втором - на выполнение задания по про­ведению мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС.
При внезапно возникающих ЧС исключительно важное значение имеет отрабо­танная система оповещения и связи не только в масштабе административной терри­тории, но и внутри объектов. Решение этой задачи управления обеспечивается нали­чием внутриобъектовой селекторной связи, установкой радиоточек в закрытых со­оружениях. При отсутствии достаточной проводной связи на объекте необходимо за­благовременно создавать звенья связи и оповещения из персонала.
При возникновении ЧС в нерабочее время управление на объекте организует де­журная смена под руководством ответственного дежурного, задействуя схему опове­щения и сбора руководящего состава, а при необходимости и персонала формирова­ний и объекта. Ответственный дежурный руководствуется инструкцией по действиям при угрозе возникновения и при возникновении ЧС, учитывая при этом конкретные условия обстановки. Более сложной является организация управления на объектах ЦГСЭН района, где не предусмотрено круглосуточное дежурство. В этом случае ру­ководители этих объектов должны включаться в схему оповещения руководящего со­става тех объектов, где такие дежурства установлены и с которыми они взаимодейст­вуют при проведении мероприятий в ЧС.
Обязательным элементом управления на объектах является своевременное пред­ставление срочных и внеочередных донесений вышестоящему органу управления ГОЧС и по подчиненности. Срочные донесения представляются два раза в сутки в установленные сроки, как правило, по состоянию на 8,00 и 20.00. Внеочередные до­несения представляются в случаях, не терпящих отлагательства, и в установленном порядке, который определяется вышестоящим органом управления. Срочные донесе­ния представляются с использованием формализованных документов, внеочередные - в произвольной форме с кратким изложением их сущности.
Вся поступающая информация и распоряжения вышестоящего органа регистриру­ются в журнале оперативного дежурного объекта. По этим данным в каждом случае при­нимается решение с отметкой в журнале. Принятое решение доводится до исполнителей. Особенно сложной является организация управления при эвакуации объекта и его развертывании в новом месте дислокации. При этом основные вопросы решает созданная на объекте эвакуационная комиссия, которая на этот период может усили­ваться за счет штаба ГО объекта.
Управление созданными санитарно-эпидемиологическими формированиями (бригадами, отрядами) на объекте санэпидслужбы осуществляется штабом по делам ГОЧС объекта при приведении их в готовность, то есть в процессе их укомплектова­ния персоналом и оснащения имуществом, выделения им транспорта, и завершается постановкой задачи в соответствии с распоряжением вышестоящего органа управле­ния (штаба по делам ГОЧС).
При организации аварийно-спасательных и других неотложных работ на объек­те, который оказался в зоне воздействия поражающих факторов ЧС, управление соб­ственными силами и средствами, а также прибывающими в порядке усиления возла­гается на руководителя ГО объекта и его штаб.
Третий период в работе штаба по делам ГО - это обобщение и анализ проведен­ных мероприятий после ликвидации последствий ЧС, восстановление обычного ре­жима работы объекта. Перевод персонала и функциональных отделений объекта на обычный режим работы определяется приказом его руководителя. В зависимости от конкретных условий этот перевод может быть поэтапным либо одномоментным. Об итогах работы объекта представляется отчет в вышестоящий орган управления по подчиненности.
1 ... 60 61 62 63 64 65 66 67 ... 93
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.