.RU
Карта сайта

Примечания и ссылки на источники - Мирча Элиаде Мефистофель и Андрогин Мефистофель и Андрогин


Примечания и ссылки на источники



^ Опыты мистического света

*
(1) Этот небольшой автобиографический текст был опубликован в кн.: R. M. Bucke, The Cosmic Consciousness (Philadelphia, 1901), p. 261–262. См. некоторые другие опыты света во сне и их психологические интерпретации в кн.: С. G. Jung, Psychology and Alchemy (New York – London, 1953), p. 86, 89, 165,177.
(2) Обратите внимание на частотность числа «три».
(3) Ср. нашу кн.: Das Heilige und das Profane (Rowohlt Deutsche Enzyklopadie, Hamburg, 1957). Рус. пер.: М. Элиаде. Священное и мирское. М., 1994.
(4) Ксенофонтов С. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. 2 е изд. М., 1930. С. 76 и ел.
(5) Расмуссен, цит. по нашей кн.: Le Chamanisme (Paris, 1951), p. 69.
(6) Ibid., p. 71.
(7) Cp. A. P. Elkin, Aboriginal Men of High Degree (Sydney, 1946), p. 52 sq.
(8) Ibid., p. 96.
(9) Ibid.
(10) Ср. нашу кн.: Le Chamanisme, p. 135.
(11) Ibid.
(12) Ср.: ibid.
(13) Шанкара интерпретирует «поднимаясь из его тела» (sarirat samutthaya ) как «покидая понятие идентичности „Я“ с телом».
(14) Ср.: Images et Symboles. Essais sur le symbolisme magico religieus (Paris, 1952), p. 97, 106.
(15) С. Радхакришнан [The Principal Upanishads (New York, 1953, p. 721] воспроизводит фрагмент из Ланкаватара Сутры, согласно которому йог видит во время своих упражнений форму «Солнца или Луны, или нечто напоминающее лотос, или другой мир (подземный), или разнообразные формы вроде небесного огня или тому подобное. Когда все это отодвигается в сторону и наступает состояние, при котором образы отсутствуют , тогда Будды приходят вместе из всех своих стран итогда их пылающие руки прикасаются к голове йога».
(16) Цит. в кн.: A. J. Wayman, Notes on the Sanskrit term jnana. – Journal of the American Oriental Society, vol. 75, 1955, p. 261, note.
(17) См.: M. Eliade, Le Yoga. Immortalite et Liberte (Paris, 1954), p. 198 sq.
(18) Цит. в кн.: G. Tucci, Some Glosses upon Guhyasamaja. – Memoires bouddhiques et chinoises, vol. Ill, 1935, p. 348.
(19) Ibid.
(20) Харивамша, 169 (2,186–188); ср.: Махабхарата, XII, 333, 10; XIII, 14, 382–383. Ср.: W. E. Clark, Sakadvipa and Svetadvipa. – Journal of American Oriental Society, vol. 39, 1919 (202–242), p. 226 sq.
(21) Махабхарата, XII, 336, 39–40.
(22) Там же; Clark, op. cit., p. 233 sq.
(23) Об этой проблеме см. наши кн.: Le Chamanisme, p. 367 sq.; Le Yoga, p. 397.
(24) Dighanikaya, XIX, 15. – Dialogues of the Buddha, II, p. 264.
(25) S. Deal, A Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese (London, 1871), p. 87.
(26) Ibid., p. 88.
(27) Ibid., p. 97.
(28) Ср.: В. Rowland. Jr., The Iconography of the Flame Halo. – The Bulletin of the Fogg Museum of Art, XI, 1949 (10–16). См. другую статую Будды, воспроизведенную в каталоге выставки: L'Arte del Gandhara in Pakistan (Roma, 1958), pi. III.
(29) В иконографии ирано эллинистического синкретизма языки пламени, исходящие из плеч, были характеристикой определенных богов и властителей Кушана. Ср.: Ugo Monneret de Villard, Le monete del Kushana e l'Impero romano. – Orientalia, XVII, 1948, p. 217; A. C. Soper, Aspects of Light Symbolism in Gandharan Sculpture. – Artibus Asiae, XII, 1949, p. 269. Вероятно, к этой символике прибегали художники Гандхары при изображении Будды, чтобы передать его сияние. Но «огненная светозарность» тех, кто превзошел земной удел, – всеиндийская идея.
(30) Lalitavistara, I (ed. Lefmarm, 1902, p. 3); ср. Ananda К. Coomaraswamy, Lila. – Journal of American Oriental Society. 1941 (98 101), p. 100.
(31) A. K. Coomaraswamy, Lila, p. 100.
(32) Ср.: E. J. Eitel, Handbook of Chinese Buddhism (2 ed., London, 1888), p. 136a, 138b.
(33) Ср.: Ibid., p. 188b. Уже Ашвахоша сравнивает рождение Будды с торжествующим восходом Солнца, озаряющим весь мир. (Буддачарита, I, 28 и т. д.) О солнечной символике в легенде о Будде см.: В. Rowland. Jr., Buddha and the Sun God. – Zalmoxis, 1,1938, p. 69–84.
(34) Ср.: Т. Richards, The New Testament of Higher Buddhism (Edinburgh, 1910), p. 55, 140 sq., etc.; H. de Lubac, Amida (Paris, 1955), в разн. местах.
(35) Проблема была подробно изучена в кн.: А. С. Soper, Aspects of Light Symbolism in Gandharan Sculpture. – Atribus Asiae, XII, 1949, p. 252–283, 314–330; XIII, 1950, р. 63–85. Автор намекает на влияние культа Митры (p.259sq.).
(36) Ugo Monneret de Villard, Le Leggende Orientali sui Magi Evangelici. – Studi e Testi, 163. Citta del Vaticano, 1952, p. 59–60.
(37) A. K. Coomaraswamy, Lila, p. 100.
(38) Кумарасвами цитирует Деяния, II, 3–4 (где Дух Святой является ученикам в виде языков пламени), чтобы показать, что эта концепция не является исключительно индийской (op. cit, p. 101).
(39) Ср.: W. Y. Evans Wentz, Tibetian Yoga and Secret Doctrines (Oxford, 1935), p. 166, 223 sq., etc.
(40) Ibid., p. 235.
(41) Ibid. Ср. также: VV. Y. Evans Wentz, The Tibetan Book of the Dead (Oxford, 1927), p. 102 sq.
(42) Ibid., p. 104.
(43) Ibid., p. 237 sq.
(44) Ibid., p. 110–130; ср. также: ibid., p. 173–177; idem, Tibetan Yoga., p. 237 sq.
(45) Об идеологии, техниках и истории майтхуны см. нашу кн.: Le Yoga, p. 256 sq., 395 sq.
(46) G. Tucci, Some Glosses upon Guhyasamaja, p. 349. 47
(47) Ibid.
(48) Ср.: G. Tucci, Tibetan painted scrolls (Roma, 1949). Vol. II, Appendice I, p. 709 sq.; Mathias Hermanns, Mythen und Mysterien, Magie und Religion der Tibeter (Koln, 1956), p. 14 sq.
(49) M. Hermanns, Schopfungs – und Abstammungsmythen der Tibeter. – Anthropos, 41H4,1946–1949), p. 279 sq.; idem, Mythen und Mysterien, p. 16.
(50) Ibid. Аналогичные идеи обнаруживаются у монголов: боги занимаются любовью посредством поцелуев, смеха или объятий. Ср.: A. Schiefer, Melanges asiatiques. I, p. 396. Но эта концепция, по видимому, тибетского происхождения, ср.: M. Hermanns, Mythen und Mysterien, p. 29. Об Адаме Свете см.: Apokryphon de Jean; и другие гностические тексты, ср.: J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d'Egypte, I, p. 225 sq., 88 (Codex deBruce), 190 (Revelation, без заглавия, в частности посвящено Pistis Sophia), 217 (Мудрость Иисуса); E. S. Drower, The Secret Adam, A Study of Nasoraean Gnosis. Oxford, 1960, p. 72, 75 и в других местах.
(51) Ср. нашу кн.: Le Yoga, p. 282 sq., 312 sq.
(52) Ср.: Hermanns, Mythen und Mysterien, p. 42.
(53) Ср.: Chung Yuan Chang, An Introduction to taoist Yoga. – Review of Religion, 1956 (131–148), p. 146–147.
(54) Данный фрагмент в переводе Анри Масперо приведен в работе: Les Procedes de «Nourrir le Principe vital» dans la religion taoiste. – Journal Asiatique, 1937 (177–252; 353–430), p. 374.
(55) Maspero, op. cit., p. 374.
(56) Перевод Анри Масперо (ibid., p. 375).
(57) Ibid., p. 376.
(58) Я использую английский перевод: R. Wilhelm, C.G. Jung, The Secret of the Golden Flower (New York, 1931).
(59) Ibid., p. 23.
(60) Ibid., р. 40, 43.
(61) Ibid., р. 40.
(62) Ibid., р. 24 sq.
(63) Ср. нашу кн.: Le Yoga, p. 315.
(64) Ср.: М. Eliade. Forgerons et Alchimistes (Paris, 1956), p. 129 sq.
(65) The Secret of the Golden Flower, p. 24.
(66) Ibid., p. 26.
(67) Ibid., p. 34 sq.
(68) Ibid., p. 56. Существует также опасность ложных опытов со светом, в тех случаях, когда, как говорится в комментарии к «Тайне Золотого Цветка», человек, полагая, что медитирует, на самом деле предается «фантазиям»; ср.: Ibid., p. 53.
(69) Ibid., р. 10; цитата из кн.: P. Y. Saeki. The Nestorian Monument in China (2e ed., London, 1928). Этот автор считает, что «религия Золотого Эликсира Жизни» (Чин Тан Чжао) – несторианского происхождения.
(70) G. Tucci, Tibetan painted scrolls. Vol. II, p. 730 sq. По М. Германнсу, мифы «о добре» с дуалистической структурой – иранского происхождения [Mythen und Mysterien, p. 338 sq.].
(71) Некоторые примеры «дуализма» у первобытных народов можно найти в статье: P. Joseph Henninger, L'Adversaire du Dieu bon chez les primitifs. – Satan, Etudes Carmelitaines. XXVII, Paris, 1948, p. 107–119. Cp. также: Hermann Baumann, Das doppelte Geschlecht (Berlin, 1955), p. 229 sq.; Ugo Bianchi, И dualismo religioso (Roma, 1958), p. 57 sq.
(72) Ср. в особенности: Terre celeste et Corps de Resurrection d'apres quelques traditions iraniennes. – Eranos Jahrbuch, 1953, vol. XXIII, p. 151–250.
(73) Denkart, V, 2, 2; VII, 2, 56–58.
(74) Такое сближение уже проводил Шайдер; ср.: R. Reitzenstein, H.H. Schaeder, Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland (Leipzig, 1926), p. 230, note 1; ср. также: H. Corbin, Terre celeste, p. 110.
(75) Ibid., p. 109.
(76) О Вечном Свете зороастризма см. тексты в переводе и с комментарием Р. К. Зенера: R. С. Zaehner, Zurvan. A zoroastrian Dilemma (Oxford, 1955), p. 199 sq. (3 я гл. Большого Бундахишна), 210 sq., 389 sq., и в других местах. О теологии света в манихеизме ср. комментированные тексты в кн.: А. V. Williams Jackson, Researches in Manichaeism (New York, 1932), p. 8 sq., 177,183,191, 216, etc. См. также: Geo Widengren, The Great Vohu Manah and the Apostle of God (Uppsala, 1945), p. 27 sq.; H. Ch. Puech, Le Manicheisme (Paris, 1949), p. 74 sq. et les notes 285 sq. (p. 159 sq.).
(77) Об этой проблеме см.: Geo Widengren, Iranisch semitische Kulturebegegnung in parthischer Zeit. – Arbeitsgemeinschaft fur Forschung der Landes Nordrhein Westfalen. Heft 70, Koln und Opladen, 1960), p. 62 sq. Речь идет о мифо ритуальном сценарии, вытекающем, при ближайшем рассмотрении, из культа Митры.
(78) Ugo Monneret de Villard, Le Leggende Orientali sui Magi evangelici, p. 63.
(79) Justin le Martyr, Dialogue avec Tryphon. Ch. LXXVIII, etc., цит. в кн.: Monneret de Villard, op. cit, p. 63.
(80) Пер на итал. яз.: G. Levi Delia Vida, in: U. Monneret de Villard, op. cit., p. 27–49; лат. пер.: J. B. Chabot, Chronicon Pseudo Dionysianum vulgo dictum. – Scriptores Syri. Ser. Ill, t. I, Louvain, 1949), p. 45–70. G. Widengren, op. cit, p. 79.
(82) L. I. Ringbom, Graltempel und Paradies. Beziehungen zwischenlran und Europa im Mittelalter (Stockliolm, 1951), p. 243 sq.
(83) Об этой символике см. наши работы: Le Mythe de l'Eternel Retour, p. 32 sq.; Centre du Monde, Temple, Maison. In: Le Symbolisme Cosmique des Monuments religieux. Rome, 1957, p. 57–82.
(84) Ср.: Harald Riesenfeld, Jesus transfigure (Lund, 1941), p. 221 sq.
(85) В Угарите рассказывают о горе Цапан, или Баал Цапану, где восседает на своем троне Ваал (Баал, Балу), царь богов и людей.
(86) Sverre Aalen, Die Begriffe «Licht» und «Finsternis» im Alten Testament, im Spatjudentum und irn Rabbinismus (Oslo, 1951). См. также: А. М. Gierlich, Die Lichtgedanke in den Psalmen. Eine terminologisch exegetische Studie. – Freiburger Theologische Studien. H. 56, Freiburg im Breisgau, 1940.
(86a) Erwin Goodenough, By Light, Light. The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism, New Haven, 1935.
(87) R. Bultmarm, Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum. – Philologikus, XCVII, 1948, p. 1 sq.
(88) O. S. Rankin, The Origins of the Festival of Hanukkah, the Jewish New Age Festival. Edinburgh, 1930; idem, The Festival of Hanukkah. In: The Labyrinth, ed. S. H. Hooke, London, 1935, p. 159–209; J. Morgenstern, The Chanukkah Festival of the Calendar of Ancient Israel. – Hebrew Union College Annual. XX, 1947, p. 1 sq.; XXI, 1948, p. 365 sq.; R. J. Zwi Werblowsky, Hanouca et Noel ou Judaisme et Christianisme. – Revue de l'Histoire des Religions, janviermars 1954, p. 30–68. Ср. также: Sverre Aalen, op. cit, p. 130 sq.
(89) F. J. Dolger, Sol Salutis (Munster i. W., 1920; 2e ed., ibid., 1925); idem, Lumen Christi. Untersuchungen zum abendlichen Licht Segen in Antike und Christentum. Die Deo gratias Lampen von Selinunt in Sizilien und Curcul in Numidien. – Antike und Christentum, V, 1936, p. 1–43; ср. также: H. Rahner, Das christliche Mysterium von Sonne und Mond. – Eranos Jahrbuch, 1943, vol. X, p. 305–404. В особенности см.: ibid., p. 352 sq.; G. Widengren, Iranischsemitische Kulturbegegnung, p. 56 sq.
(90) CM. H. G. May, The Creation of Light in Genesis, I, 3–5.– Journal of Biblical Literature, vol. 58,1939, p. 203 sq.; и особенно: Sverre Aalen, Die Begriffe «Licht» und «Finsternis» im Alten Testament, p. 14 sq.
(91) Ср.: Aalen, op. cit, p. 12 sq., против Гункеля.
(92) Ср.: E. R. Goodenough, By Light, Light, p. 7 sq. О мистическом опыте «божественного света» (согласно Филону, отождествляемого с Богом) ср.: ibid., p. 146 sq., 166 sq.
(93) Ср.: H. Usener, Das Weihnachtsfest (2e ed., Bonn, 1911), p. 62 sq.
(94) См.: С. M. Edsman, Le bapteme du feu (Uppsala Leipzig, 1940), p. 182 sq.
(95) В евангельских текстах говорится о «высокой горе» (Мат., 17,1; Map., 9,2) или о «святой горе» (Лук., 9,28). О названии Фавор ср.: Суд., 4, 6 sq.; Пс. 88, 13; Евангечие Евреев (Hennecke, p. 54). Ср. позднейшие упоминания горы Фавор (Симеон, исихазм и т. д.) в статье: Мах Pulver, Die Lichterfahrung im Johannes Evangelium, im Corpus Hermeticum, in der Gnosis und in der Ostkirche. – Eranos Jahrbuch, 1944, vol. X, p. 288 sq.
(96) Н. Riesenfeld, Jesus transfigure, p. 98 sq., 110 sq., etc.
(97) Wallis Budge, The Book of Paradise, 1 Й (London, 1904), p. 1009; C. M. Edsman, Le bapteme de feu, p. 155.
(98) P. G., t LXV, col. 229 С (ср. Budge, op. dt, p. 950, № 440; Edsman, op. tit, p. 156); P. G., t. LXV, col. 95 С (Budge, p. 798, № 611; Edsman, op. tit).
(99) Edsman, op. tit., p. 162.
(100) Ibid., p. 157, 159 sq.
(101) Vita S. Sabae, ed. E. Schwartz, p. 173; J. Lemaitre, Dictionnaire de Spiritualite (1952), col. 1850.
(102) P. G., 65, 396 be; Lemaitre, op. cit.
(103) Vladimir Lossky, La Theologie de la Lumiere chez saint Gregoire Palamas de Thessalonique. – Dieu Vivant, I,1945, p. 107. Ср. также у того же автора: Essai sur la theologie de l'Eglise d'Orient (Paris, 1944), spec. p. 214 sq. Кроме того, см.: Jean Meyendorff, Saint Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe (Paris, 1959), p. 88 sq.
(104) См.: V. Lossky, La Theologie de la Lumiee;re, p. 110 sq.
(105) Sermon pour la fete de la Presentation au Temple de la Sainte Vierge, текст в пер. Лосского, op. cit., p. 110.
(106) vie de Symeon le Nouveau Theologien. № 5, p. 8–10, № 60, p. 94–95, тексты, цитируемые: Lemaitre, op. cit., col. 1852, 1853.
(107) Revelations de Saint Seraphim de Sarov, фрагмент в переводе Лосского, op. cit., p. 111–112. О сиянии святых ср. значительное собрание документов в кн.: О. Leroy, La splendeur corporelle des saints (Paris, 1936).
(108) См.: Montague Sumners, The physical phenomena of Mysticism (2 ed., London, 1950), p. 71.
(109) Ср. Aldous Huxley, The Devils of Loudun (1952), p. 305.
(110) Louis Gardet, La mention du nom divin (dhikr) dans la mystique musulmane. – Revue Thomiste, 1952, p. 641–679; 1953, p. 197–213. spec. 1952, p. 669 sq. О «семи светозарных оболочках» ср.: L. Massignon, Recuell de textes inedits concernant la mystique en pays d'Islam (Paris, 1929), p. 143, и примечание [1] (по поводу Ала ал Давла Симнани, род. 1336, который был «первым мистическим писателем, в котором намечается тип современного вождя конгрегации: он тщательно классифицировал „цветные огни, видимые во время экстаза“, и испытывал разные формулы зикр»).
(111) «Огни зикра не угасают и его свет не исчезает Ты всегда видишь восходящие и нисходящие огни; огни вокруг тебя светлы, очень горячи и пылают» (Ibn 'Ata Allah, цит. в кн.: Gardet, op. cit., p. 677). «Проявления зикра на этой стадии можно сопоставить с великими озарениями в византийских традициях. Сразу же следует отметить и глубокие отличия в осмыслении» (Gardet, op. cit.).
(112) R. M. Buke, The Cosmic Consciousness, p. 7–8.
(113) Ibid., p. 60–62.
(114) Ibid., p. 300 sq.
(115) W. L. Wilmhurst, Contemplations, p. 142 sq.; R. C. Johnson, The Imprisoned Splenour (New York, 1953), p. 306–307.
(116) Warner Allen, The Timeless Moment (London, 1946), p. 30–33; R. C. Johnson, The Imprisoned Splendour, p. 309–310. Еще несколько крайне интересных опытов внутреннего света можно найти в кн.: Buke, The Cosmic Consciousness, p. 267–273; Johnson, op. cit., p. 302 (см. в кн.: Payne, Bendit, The Psychic Sense, London, 1943, p. 183–184).
(117) Он описал и прокомментировал некоторые свои опыты в исследовании: The Process of Separation and Return in experiences fully «out of the body». – Proceedings, Society for Psychical Research. May 1956, p. 240–274. Некоторые из этих опытов «вне тела» включают в себя также и опыт света. Так, например, в возрасте двенадцати лет, когда во время опытов над фосфором с автором произошел несчастный случай, он наблюдал, как «свет в комнате стал сияющим и как во сне, и уши сразу же оглохли» (op. cit, p. 248). Во сне он отделился от своего тела и чувствовал, что его несет очень далеко; он заметил величественный дворец или храм, с его вершины через большое окно струился мощный свет. Через несколько мгновений на него снизошла интеллектуальная понятливость – и он почувствовал, что окутан еще более живым светом. В другом сне, в возрасте сорока трех лет, он видел, как покидает тело и проникает в какой то парк; сверкание света было необыкновенно (с. 252). В видении ему чудилось, что он в состоянии на грани сна миновал тоннель и вышел с другой стороны, а там его ждал залитый солнцем, омытый светом пейзаж (с. 254). Во сне, который приснился ему в сорок три года, он внезапно осознал, что вспышка света, которую он видит, – интеллектуального плана (с. 259). В другом случае ему показалось, что он может отличить свет из другого мира от света из мира материального (с. 266).
(118) J. H. M. Whiteman, The Vision of Archetypal Light.  Review of Religion, 18,1954, p. 153–154.
(119) Олдос Хаксли в небольшой книжке «Небо и земля» показал роль чистых и сверкающих красок в визионерских и художественных опытах.

^ Мефистофель и Андрогин, или Тайна целостности

*
(1) Пер. Б. Пастернака. В дословном пер. два последние стиха звучат так: «Поэтому я охотно даю ему (то есть человеку) приятеля, который раздражает и манит, и должен все устраивать по бесовски».
(2) Уже Гераклит писал: «Бог есть день ночь, зима лето, война мир, сытость голод: то есть все противоположности» (фр. 67, Ипполит, Реф. IX, 10). Ср. текст и комментарий Б кн.: С. S. Kirk, J. E. Raven, The Presocratic Philosophers, Cambridge, 1957, p. 191 sq.
(3) Cp. C. G. Jung, Die Psychologie der Uebertragung, Zurich, 1946; англ, пер.: R. F. C. Hull, Psychology of the Transference. In: The Practice of Psychotherapy: The Collected Works of C. G. Jung, vol. 16, New York, 1954, p. 163–321; idem, Mysterium Coniunctionis. Untersuchung uber die Trermung und Zusammensetzung der seelischen Gegensatze in der Alchemie, I–II, Zurich, 1955–1956. Bo избежание недоразумений добавим, что на последующих страницах мы не принимали во внимание юнгианской концепции «психической целостности». Взгляды Юнга на природу зла вызвали ожесточенные дискуссии. Ср., например: Н. L. Philp, Jung and the problem of Evil (New York, 1959); Victor White, Soul and Psyche (London, 1960), esp. p. 141 sq.
(4) Притчи, собранные и опубликованные Zane; ср. М. Eliade, Traite d'Histoire des Religions, Paris, 1949; 3 е ed., 1959, p. 356.
(5) Euthymius Zigabenus, Panoplia, P. G., vol. 130, col. 1290.
(6) Cp. R. Schaerf, Die Gestalt des Satans im Alten Testament. In: C.G. Jung, Symbolik des Geistes, Zurich, 1948, p. 252, n. 60.
(7) Cp. R. C. Zaehner, Zurvan. A zoroastrian Dilemma (Oxford, 1955), p. 419 sq. В одном якутском мифе Христос сотворяет мир, а Сатана объявляет себя его старшим братом (ср. W.Schmidt, Ursprung der Gottesidee, vol. XII, Munster i.W., 1955, p. 34). Весьма вероятно, что здесь мы имеем дело с христианизацией более древней идеи: Злой Дух – старший брат Доброго Духа.
(8) Ср. М. Eliade, Notes de dumonologie. – Zalmoxis, I,1938, p. 197–203); idem, Mitul Reintegrarii, p. 56 sq. Эта легенда, по видимому, – иранского происхождения; ср. Н. A. Winkler, Salomo und die Karina, Stuttgart, 1931, p. 154; Erik Peterson, Eis Theos, Gottingen, 1926, p. 122.
(9) Этот миф ставит перед нами целый ряд проблем, на которых сейчас мы не можем останавливаться. Единственный аспект, интересующий нас здесь, – это тема связи Бога и Дьявола при сотворении мира – тема, которая, впрочем, не была засвидетельствована в наиболее архаических вариантах этого мифа.
(10) Основные данные можно найти в кн.: О. Daehnhardt, Natursagen, I, Leipzig Berlin, 1907, p. 1–89; Wilhelm Schmidt, Ursprung der Gottesidee, vol. XII, p. 9–173; M. Eliade, Preistoria unui motiv folkloric romanesc. – Buletinul Bibliotecii Romane din Freiburg, vol. Ill, 1955–1956, p. 41–54.
(11) Daehnhardt, op. cit, p. 338 sq.
(12) Schmidt, op. cit., p. 129–130.
(13) Daehnhardt, op. cit, p. 61 sq., 101 sq.; U. Harva, Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen, Helsinki, 1954, p. 134–135.
(14) Daehnhardt, op. cit., p. 34 sq.
(15) Schmidt, op. cit, p. 49.
(16) Daehnhardt, op. cit., p. 44; Schmidt, op. cit., p. 123.
(17) A. Strauss, Die Bulgaren, Leipzig, 1898, p. 6 sq.; Daehnhardt, op. cit., p. 2 sq. «Божественная глупость» – это мифологическое выражение «усталости» Творца после завершения сотворения Мира.
(18) Ср. Schmidt, op. cit., p. 136–137.
(19) Ibid., p. 126.
(20) Ibid., p. 127; ср. также: Schmidt, Ursprung, vol. VI, p. 38 sq., о том же мотиве в североамериканской мифологии.
(21) См. нашу статью: Preistoria unui motiv folkloricromanesc; и исследование, которое сейчас готовится к выпуску: Folklore sud est europeen et mythologies asiatiques.
(22) Ананда К. Кумарасвами изучил эту проблему в нескольких опубликованных работах. Ср. особенно: Angel and Titan: An Essay in Vedic Ontology. – Journal of the American Oriental Society, 55,1935, p. 373^119; idem, The Darker Side of Dawn. – Smithsonian Miscellaneous Collections, vol. 94, Number I, Washington, 1935; idem, Atmayajna: Self Sacrifice. – Harvard Journal of Asiatic Studies, 6, 1942, p. 358–398. Быть может, Кумарасвами грешит излишней метафизической систематизацией. Не следует думать, что связная теория непременно является результатом систематического мышления: она проявляется уже на стадии образа и символа – и представляет собой неотъемлемую часть мифологического мышления.
(23) Ригведа, IX, 86, 44; См. др. ссылки в: Coomaraswamy, Angel and Titan, p. 405.
(24) «Сома был Вритрой», Шатапатха брахмана, III, 4, 3,13; III 9, 4, 2; IV 4, 3, 4.
(25) Об этом мотиве см. Coomaraswamy, Angel and Titan, p. 395 и прим. 30.
(26) О змеиных атрибутах Зари ср.: Coomaraswamy, The Darker Side of Dawn, p. 7 et passim.
(27) Ср. М. Eliade, Images et Symboles, Paris, 1952, p. 124.
(28) См. ссылки, сгруппированные Кумарасвами [Angel and Titan, p. 391, примечание].
(29) Ср. Images et Symboles, p. 128; см. также: Angel and Titan, p. 391.
(30) На эту тему см.: Images et Symboles, p. 128 sq.
(31) О Варуне см. нашу кн.: Traite d'Histoire des Religions, p. 70 sq., 365 sq. Здесь мы не станем подробно останавливаться на различных, но взаимодополняющих функциях Митры и Варуны, блестяще проанализированных Жоржем Дюмезилем; ср. Mitra Varuna, Paris, 1940; 2e ed., 1950; Jupiter, Mars, Quirinus, Paris, 1941, etc. Отметим однако, что метафизическая спекуляция отождествляла непроявленное, виртуальное и вечное в Варуне и проявленное в Митре (см. уже в Ригведе, 1,164, 38). Помимо этого, два аспекта Брахмана – apara и para , «низшее» и «высшее», видимое и невидимое, проявленное и непроявленное – использовались созерцателями, чтобы уловить свойства всеобъемлющей реальности.
(32) Об этом мотиве см. нашу работу, которая готовится к публикации: L'Aigle et Ie Serpent.
(33) Тайттирия самхита, II, 4,12 и 5,1 sq.; Каушитака брахмана, XV, 2–3; см. также Coomaraswamy, Angel and Titan, p. 385. Напомним, что Вишварупа, брат Вритры, носит прозвище «Жрец девов» («Тайттирия Самхита», II, 5,1).
(34) Например, Панчавимша брахмана, XVIII, 9, 6; ср. Coomaraswamy, op. cit., p. 386, note 18.
(35) Несомненно, это аллюзия на змеевидность кишок. Но этот образ послужил отправной точкой для умозрительных рассуждений о мистической ценности пищи и пищеварения, а следовательно, и о божественных силах, дремлющих в человеке.
(36) Ср. М. Eliade, Notes de dumonologie. – Zalmoxis, I, 1938, p. 201 sq.
(37) Cp. Notes de dumonologie, p. 201.
(38) О функции и морфологии инициации см. нашу кн.: Naissances mystiques, Paris, 1959.
(39) Ср.: Atmayajn]a: Self Sacrifice, p. 388. Ср.: ibid., p. 372, о «воссоединении целостности» приносящего жертву посредством жертвоприношения.
(40) Обо всем этом движении см.: Mario Praz, La carne, la morte e il diavolo nella letteratura romantica, Milano Roma, 1930.
(41) Подробнее см. Fr. Giese, Der romantische Charakter, Bd. I: Die Entwicklung des androgynen Problems in der Frbhromantik, Langensalza, 1919. Ср. также: Eliade, Mitul Reintegrarii, p. 76 sq.; Ronald D. Gray, Goethe the Alchemist (Cambridge, 1952), ch. X (Male and Female).
(42) Gesammelte Werke, III, p. 309; этот текст приводит Эрнст Бенц в своей антологии: Adam. Der Mythus des Urmenschen, Мunhen, 1955, pp. 221 sq.
(43) Gesammelte Werke, III, p. 306; Benz, op. cit, p. 219. Cp. также E. Susini, Franz von Baader et le romantisme mystique (Paris, 1942).
(44) Benz, op. cit., p. 60 sq., 110. Ср. также:}. Evola, LaMetafisica del Sesso, Roma, 1958, p. 272.
(45) Benz, p. 125 sq., 129 etc.; J. Evola, op. cit, p. 273.
(46) Der Weg zu Christo, цитирует Германн Бауманн в кн.: Das doppelte Geschlecht, Berlin, 1955, p. 175.
(47) Cp. J. Evola, op. cit., p. 271. См. также: А. Коуre, La philosophie de Jacob Boehme (Paris, 1929), p. 225.
(48) Ср. определение ребис, данное Михаэлем Майером в 1687 г. и процитированное в кн.: John Read, Prelude to chemistry, London, 1959, p. 239. Ср. также описание андрогина по неизданному своду правил в кн.: Carbonelli, Sulle fonti storiche della chimica, Roma, 1925, p. 17.
(49) См. особенно: Psychologie der Uebertragung, passim; Mysterium Coniunctionis, II, особенно р. 224 sq. См. так же: John Read, op. cit., pi. XVI, LX etc. Cp. Mitul Reintegraru, p. 82 sq. Добавим, что андрогин продолжает занимать современную богословскую мысль. Ср., например, работу католического теолога Георга Кёпгена: Die Gnosis des Christentums (Salzburg, 1939), в которой Христос, а также Церковь и священники рассматриваются как андрогины (р. 316 sq.; ср. Jung, Myst. Conj., II, 130 sq.). И для Н. Бердяева тоже совершенный человек будущего – андрогин, каковым был Христос (ср. The Meaning of the Creative Act, 1916, англ. пер. 1955, p. 187; ср. также Donald A. Lowrie, Revellions Prophet. A Life of Nicolai Berdjaev, New York, 1960, p. 75 sq.).
(50) Leone Ebreo, Dialoghi d'Amore, ed. Caramella, Bari, 1929, p. 417 sq.; E. Benz, op. cit., p. 31 sq.
(51) De divisionibus Naturae, II, 4; II, 8,12,14; тексты цитируются в кн.: Evola, op. cit, p. 180.
(52) Эти тексты цитируются в кн.: М. Eliade, Traite d'Histoire des Religions, p. 361. См. также: Mitul Reintegrarii, p. 90 sq.
(53) Refutatio omn. haer., VI, 18.
(54) Refutatio, V, I–II. Ср. М. Eliade, Mitul Reintegrarii, p. 86 sq.
(55) J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d'Egypte, vol. I (Paris, 1958), p. 211. Суть «Послания Евгноста Блаженного» находится в другом гностическом тексте, найденном в Хенобоскионе, «София Иисуса», вторая редакция которого была известна уже по берлинской рукописи. Ср. J. Doresse, I, 215 sq.
(56) J. Doresse, vol. II (1959), op. cit, p. 95; A. Guillaumont, H. Ch. Puech, etc., L'Evangile selon Thomas (1959), log. 17–18; Robert M. Grant, The Secret sayings of Jesus (New York, 1960), p. 143 sq.
(57) Corpus Hermericum, II, 20, 21.
(58) Marie Delcourt, Hermaphrodite. Mithes et rites de la bisexualite dans l'Antiquite classique, Paris, 1958, p. 29.
(59) Marie Delcourt, op. cit., p. 30.
(60) Ibid., p. 36.
(61) Этот текст цитирует Мари Делькур [op. cit., p. 40.].
(62) «Оно отнимает у него одеяния, символизировавшие его двойную природу, – шафранное покрывало, пояс, золотую митру. Оно обнажает его, нисколько не лишая мужественности, но при этом делая его слишком хрупким для того, чтобы мужественность эта имела значение. Овидий (Метам, IV, 20) и Сенека (Эдип, 408) рисуют его нам с „лицом девственницы“, что весьма удивило бы архаических художников, изображавших его с густой бородой» [Marie Delcourt, Hermaphrodite, p. 42–43]. О гермафродитизме Диониса см. также: Karl Lehmann Hartleben, E. С. Olsen, Dionysiac Sarcophagi in Baltimore (Baltimore, 1942) p. 34 sq., и библиографию, приведенную в прим. [89].
(63) Она изложена в книге Мари Делькур [op. cit., p. 65 sq.].
(64) Ср. Eliade, MituI Reintegrarii, p. 90 sq.; idem, Traite d'Histoire des Religions, p. 359 sq.
(65) Достаточно обильные материалы можно найти в кн.: Hermann Baumann, Das doppelte Geschlecht, p. 129–249. He станем касаться здесь проблемы хронологии – эта проблема весьма значительна. Г. Бауманн полагает, что божественная двуполость отмечается достаточно ясно только начиная с мегалитических культур (ср. также наши заметки в: Revue d'Histoire des Religions, 1958, p. 89–92). Бисексуальная интерпретация некоторых палеолитических идолов, предложенная Л.Ф. Зотцем [Bull. Soc. Preh. Franc., 48,1951, p. 333 sq.], была опровергнута [H. Breuil, ibid., 49, 1952, p. 25; K. J. Narr, Anthropos, 50, 1955, p. 543 sq.]. Это не означает, что понятие божества андрогина не могло быть известно первобытным племенам (см., например, работу Clyde Kluckhohn в кн. Myth and Mythmaking, изданной Henry A. Murray, New York, 1960, p. 52). Отметим также, что на уровне архаичных культур «всеобщность» может быть выражена какой угодно бинарной оппозицией: женское мужское, видимое невидимое, Небо – Земля, свет темнота.
(66) Ср. Traite d'Histoire des Religions, p. 359.
(67) Traite d'Histoire des Religions, p. 360.
(68) Cp. Alfred Bertholet, Das Geschlecht der Gottheit, Tubingen, 1934, p. 19.
(69) Cp. Mitul Reintegrarii, p. 92.
(70) Об этой проблеме см.: М. Eliade, Naissances mystiques, p. 62 sq.
(71) H. Baumann, op. cit., p. 57–58; Eliade, Naissances mystiques, p. 64.
(72) Marie Delcourt, Hermaphrodite, p. 7.
(73) Ibid., p. 15–16.
(74) Cp. Marie Delcourt, op. cit, p. 18 sq.
(75) Cp. Traite d'Histoire des Religions, p. 362. О переменах костюма по случаю свадьбы см.: E. Samter, Geburt, Hochzeit und Tod (Berlin, 1911), p. 92 sq. Об этой же проблеме ср.: W. Mannhardt, Der Baumkultus der Germanen und ihre Nachbarstamme (Berlin, 1875), p. 200 sq., 480 sq, J. J. Meyer, Trilogie altindischer Machte und Feste der Vegetation (Zurich Leipzig, 1937), I, p. 76, 86, 88 sq.
(76) На эту тему см.: M. Eliade, Le Mythe de l'Eternel Retour, Paris, 1949, p. 83 sq.
(77) Cp. M. Eliade, Structure et fonction du mythe cosmogonique. In: La Naissance du Monde, Paris, 1959, p. 471–495.
(78) На эту тему см. наши замечания о символике вознесения в кн.: Mythes, reves et mysteres, Paris, 1957, p. 133 sq.
(79) M. Eliade, Le Chamanisme et les techniques archaiques de l'extase, Paris, 1951, p. 233 sq.
(80) Ср., например, шаманизм у нгадыо даяков: M. Eliade, Le Chamanisme, p. 317 sq.
(81) Ср. M. Eliade, Le Yoga. Immortalitee et Liberte, Paris, 1954, p.211sg.
(82) Cp. Le Yoga, p. 255 sq.
(83) Le Yoga, p. 111. To же самое можно было бы высказать по поводу даосийских техник. В самом деле, Дао – это доформальная целостность, из которой всплывает на поверхность трехчастное проявление Вселенной (Небо, Земля, подземный мир); но обрести знание Дао равносильно достижению идеальной ситуации, возможной для человека, – посредничества между двумя внеземными космическими областями. Ср. Carl Hentze, Bronzegerat, Kultbauten, Religion im altesten China der Shanzeit (Anvers, 1951), p. 192 sq., и наши замечания в журнале: Critique, № 83, avril 1954, p. 323 sq.
(84) См. Mythes, reves et mysteres, p. 146 sq.
(85) В западной алхимии чаще всего используется термин «коагуляция (сгущение) Меркурия».
(86) Однако следует сразу же заметить, что не все формулровки coincidentia oppositorum равнозначны. Мы убеждались в этом уже не раз: преодолевая противоречия, не всегда приходишь к одному и тому же образу существования; огромная разница существует, например, между духовной андрогинизацией и «смешением полов» во время оргии, между регрессией в аморфное и зачаточное и восстановлением «райских» непосредственности и свободы. Общее для всех этих ритуалов, мифов и символов, которые мы здесь вспоминали, то, что все они стремятся к преодолению частной ситуации, имея в виду уничтожить заданную систекгу обусловленности и достичь «целостного» существования. Но, исходя из культурных контекстов, эта «целостность» может обернуться как первичной неразберихой (например, «оргией» или «хаосом»), так и ситуацией дживан мокши или свободы и блаженства для того, кто обрел Царствие в своей душе. Нам понадобилоь бы куда больше места, чем предусмотрено в настоящей работе, чтобы уточнить для каждого отдельного исследуемого случая, к какой именно роду «трансценденции», преодоления, ведет уничтожение противоречий. С другой стороны, не менее справедливо и то, что каждое усилие, направленное на преодоление противоречий, несет в себе определенную опасность. И комплекс coincidentia oppositorum тоже вызывает всякий раз амбивалентные чувства: с одной стороны, человек одержим желанием вырваться из рамок своей частной ситуации и восстановить для себя надличностные возможности; с другой стороны, его парализует страх утратить свою «идентичность» и «потерять себя».

1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.