.RU
Карта сайта

Общество и культура информационные технологии на службе общества

1. /contents.doc
2. /cover.doc
3. /part_01.doc
4. /part_02.doc
5. /part_03.doc
6. /part_04.doc
7. /part_05.doc
8. /part_06.doc
9. /part_07.doc
10. /part_08.doc
11. /part_09.doc
12. /part_10.doc
13. /part_11.doc
14. /part_12.doc
15. /part_13.doc
16. /part_14.doc
17. /part_15.doc
18. /part_16.doc
19. /part_17.doc
20. /part_18.docСодержание внутренняя и внешняя политика цветова И. А
Текст на обложке
К сведению авторов ежегодника
Семь лет административной реформы: достижения и проблемы
А. В. Говоров Появление на вершине японского политического небосклона фигуры Коидзуми Дзюнъитиро стало событием как достаточно неожиданным, так и вполне закон
Реформа оон: позиции Японии и Германии
О подходе Японии к борьбе с международным терроризмом
Н. В. Стапран Прежде, чем говорить об экологической диплом
Новые подходы к проблеме иммиграции
Общество и культура информационные технологии на службе общества
Досуг молодежи. На примере учащихся университета Токай (префектура Канагава)
Язык поколения глобализации
Решение на его публикацию в ближайшем выпуске настоящего издания. Урбанистическая цивилизация и культура создания городских поселений
Мир духов и оборотней в фольклорных представлениях японцев (на примере карт обакэ-карута)
Страницы истории лукавое зеркало. Советско-японские отношения на страницах журнала «Contemporary Japan», 1932─1941 гг
М. К. Ковальчук в ноябре 1871 г японское правительство официально объявило представителям западных государств о своем намерении отправить в Соединенные Штаты и ряд наиболее развитых европейских стран специальную диплом
Русские в Японии в первой половине ХХ в. Три волны эмиграции
Интервью кавато Акио: «Надо создавать условия для честной работы»
Рихард Зорге в современной российской истории
Документы и комментарии российско-японский план действий углубление политического диалога: «Продвижение многоуровневого и всестороннего диалога»

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА



Информационные технологии на службе общества



Э.В.Молодякова



В настоящее время человечество уже вступило в эпоху социальной трансформации, вызванной активным внедрением в жизнь информационных технологий (ИТ). Казалось бы, в современных условиях глобализация, главной движущей силой которой являются передовые технологии (компьютеризация, спутниковые коммуникации, Интернет, волоконная оптика), при наличии свободного проникновения через национальные границы товаров, людей, финансов и информации всем странам предоставляются равные условия развития. Однако на самом деле во многих регионах мира растет безработица, усиливается деиндустриализация, снижается уровень социального обслуживания населения, происходит обнищание населения. Реально увеличивается неравенство в распределении глобального дохода. Сегодня богатые страны, где проживает около 25% населения планеты, имеют 60% мирового ВВП. Более того, ничем не ограниченное открытие рынков капитала предоставляет возможность крупным компаниям богатых стран достаточно легко овладевать ими1.
В процессе глобализации информационные и коммуникационные технологии распространяются с невероятной скоростью, захватывая все новые и новые страны и обретая характер информационной революции, которая, несомненно, приведет к фундаментальным изменениям в экономике, политике и обществе в целом. Безусловно, в новых условиях преимущество будут иметь страны с высоким уровнем развития ИТ, и это, естественно, приведет к углублению разрыва между развитыми и развивающимися экономиками. Уже сейчас четко просматривается так называемое «цифровое расслоение», или «цифровой разрыв» (digital divide ) в стартовых позициях разных стран. Речь идет о различиях между странами в масштабах использования информационных (точнее, цифровых) технологий. Другими словами, появился еще один критерий расслоения общества и стран – доступ к цифровым технологиям, – и очень скоро он может стать определяющим. В результате процесс глобализации и сопровождающее его цифровое неравенство может привести к маргинализации огромных масс населения и отбросить на обочину технологического, экономического и социального прогресса десятки слаборазвитых стран.
На протяжении всего послевоенного периода японское правительство придавало большое значение развитию научно-технического прогресса – этого важнейшего рычага развития производства, роста потребления, улучшения качества жизни, повышения конкурентоспособности товаров. Внедрение достижений научно-технического прогресса стало одним из важнейших факторов японского «экономического чуда» и последующих успешных структурных преобразований. При этом технологическая стратегия японских правящих кругов была, как правило, тщательно проработана, увязана с макро- и микроэкономическими задачами, стоящими перед обществом. Иными словами, служила не только развитию экономики, но и решению различных социальных задач: определялись приоритетные направления и просчитывались социальные последствия. Это давало возможность добиваться достаточно сбалансированных эффективных результатов, чему способствовала существовавшая обратная связь, т.е. рост производства и потребления стимулировал в свою очередь развитие научно-технического прогресса.
Национальная стратегия разработки и использования новых технологий для решения социально-экономических задач продолжается и в формирующемся современном информационном обществе. Сам термин «информационное общество» ввел в оборот профессор Токийского технологического института Хаяси Юкио еще в конце 60-х – начале 70-х годов. Более того, ряд государственных и научных организаций в подготовленных для правительства различных справочных материалах (что характерно для взаимодействия правительства с академическими кругами) определяли параметры и конфигурацию такого общества. В то время полагали, что формирование информационного общества будет обеспечено массовой компьютеризацией, которая откроет людям доступ к широким источникам информации, освободит их от рутинной работы и создаст условия для всеобъемлющей автоматизации производства. Для этого уже были предпосылки, ибо распространение компьютеров в стране принимало широкие масштабы.
Свидетельством тому было появление в середине 60-х годов первой «Белой книги по проблемам информационного общества», а также возникновение различных неправительственных организаций, в частности, Института развития компьютеризации, Института информационного общества, Японского общества поощрения творчества. Большую лепту в работу этих учреждений внес профессор университета Аояма Масуда Ёнэдзи, с именем которого связано много планов и разработок по формированию информационного общества. В 1972 г. при его непосредственном участии для правительства был подготовлен чрезвычайно амбициозный «План создания информационного общества – национальная цель к 2000 г.».
Еще в конце 60-х годов в одной из своих работ Ё.Масуда (а у него их более 20 по рассматриваемой проблеме, в том числе ставшая мировым бестселлером «Computopia»  «Компьютерная утопия») высказал свое понимание информационного общества как общества, в котором вместо материального потребления первое место займет интеллектуальное творчество. Уделяя много внимания трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, Масуда предложил свое видение такого общества, принципиально отличающегося от индустриального. «Движущей силой этого общества, – писал Масуда, – будет производство информационных ценностей, а не материальных. Прежние системы инновационных технологий были связаны с материальным производством, а будущее информационное общество должно иметь совершенно другую структуру, основанную на анализе систем компьютерно-коммуникационных технологий, которые определят фундаментальную природу информационного общества»2.
Он считал, что в информационном обществе основное внимание будет уделяться человеческим ценностям, гуманитарным проблемам, а потому оно может стать бесклассовым и бесконфликтным с небольшим правительственным и государственным аппаратом. Более того, в таком обществе высвободится время, которое в индустриальном и постиндустриальном обществах в основном тратится на труд, и возрастут возможности для развития культуры и совершенствования человека, а следовательно, общества в целом.
Разнообразие формулировок, предложенных отечественными и зарубежными учеными, дает возможность представить информационное общество достаточно зримо. Вырисовывается несколько блоков. Первый и очень важный – производство оборудования для информационных услуг и разработка необходимых технологий (hard and software). Второй блок – создание так называемого электронного правительства, которое самым непосредственным образом взаимодействует с деловыми структурами (связь между всеми административными органами в центре и на местах путем обмена электронной информацией, резкое снижение бумажного документооборота и улучшение качества услуг). Третий блок – сфера образования и культуры (учебный процесс и библиотеки доступны всем желающим независимо от места проживания, расстояния, трудоспособности; доступность огромного потенциала искусства и литературы не только в библиотеках и музеях). Четвертый блок – получение всего спектра социальных и медицинских услуг в интерактивном режиме; пятый – доступ к труду через информационные магистрали3.
В соответствии с изложенной структурой информационного общества первый блок, естественно, касается непосредственно экономики. В информационном обществе, по выражению Ё.Масуда, информация является осью экономики, а сама экономика и все общество развиваются вокруг этой оси и значение информации как экономического продукта становится важнее, чем товары, энергия и услуги4.
В настоящее время, безусловно, речь идет, прежде всего, о развитии самих информационных технологий, на которые возлагаются большие надежды как на средство оживления экономик. Ведь именно они являются одним из наиболее быстро развивающихся секторов народного хозяйства. Стратегия их развития включает создание необходимой законодательной базы, поддержку бизнеса, особенно среднего и малого, стимулирование спроса на ИТ и их информационное наполнение, подготовку специалистов и пользователей, а также дальнейшее развитие научных исследований в этой области. Заметим сразу, что в мире в целом Япония уступает по ИТ только Соединенным Штатам, но по отдельным позициям – и некоторым азиатским странам, занимая при этом все-таки лидирующее положение в такой важнейшей сфере, как развитие науки и техники.
Информационные технологии представляют одну из важных составляющих модели так называемой новой глобальной экономики, которая характеризуется быстрыми темпами роста и низким уровнем инфляции. В последние десятилетия утрачивается четкая национальная принадлежность экономик. Продукция может производиться в любой точке мира, интеллектуальный и финансовый капитал поступать из любого источника, а конечный продукт продаваться на любом рынке. И все это происходит с большой скоростью. Не случайно Билл Гейтс назвал свою книгу «Бизнес со скоростью мысли» (Business @ the Speed of Thought: Succeding in the Digital Economy). Это – материализация процесса глобализации. Информатика и телекоммукационный сектор в 2000 г. развивались весьма динамично и стимулировали общеэкономический рост, инвестиционную деятельность и мировую торговлю.
В развитых странах доля секторов экономики с интенсивным использованием интеллектуального капитала превышает 50%. По расходам на научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) лидируют США – более 200 млрд. долл. в год, или около 2% ВВП. На втором месте Япония – около 100 млрд. долл. В отличие от других развитых стран в Японии ведущая роль в НИОКР принадлежит частному сектору. Поскольку информатизация становится одним из государственных приоритетов, то страны формулируют национальную стратегию в этом направлении. На рубеже веков интерес японского населения к развитию информатики столь возрос, что правительство выдвинуло как одну из стратегических задач ускорение информационной революции. В январе 2001 г. вошел в силу Основной закон о формировании информационного общества, в соответствии с которым был создан специальный орган для его реализации. Им была подготовлена программа «Электронная Япония». В результате ее выполнения страна через пять лет должна стать мировой информационной державой. Именно информация и знания должны стать источником добавленной стоимости. По данным Управления экономического планирования, внедрение этих технологий позволит повысить ВВП в ближайшие пять лет примерно на 6%. Кроме того, за счет развития ИТ, как считают эксперты, Япония сможет компенсировать отрицательное влияние на экономику сокращения численности трудоспособного населения. Однако на пути внедрения этой модели стоят определенные трудности – повышение мировых цен на товары, их дефицит, нехватка высококвалифицированных служащих для быстро растущего сектора информационных технологий и т.д.
Стоимость основного капитала в секторе ИТ постоянно растет, равно как и его роль в экономическом росте страны. Так, в период с 1980 по 1999 г. она возросла с 2,5 трлн. до 40 трлн. иен. По данным обследования факторов экономического роста, роль информационных технологий выходит на передний план: в 19851990 гг., и в 19901995 гг. экономический рост осуществлялся за счет развития именно этого сектора примерно на 46%, а в период 19951999 гг. – уже на 100%5.
Не останавливаясь подробно на чисто экономических параметрах информационного общества, обратим внимание на значимость социальных аспектов использования информационных технологий как средства повышения жизненного уровня населения. Это во многом связано с тем, что они не только начинают определять формы социального поведения, но и способствуют созданию абсолютно новых видов деятельности, давая возможность человеку поистине стать гражданином мира, приобщив его ко всему многообразию мировых культурных достижений. Информационные технологии создают практически новую социальную инфраструктуру, в которой человек принимает участие в жизнедеятельности общества без непосредственного общения (находясь дома, работает на фирме, оплачивает различные услуги, посещает врача и т.д.), т.е. начинает жить как бы в виртуальном мире. Характерно, что если до последнего времени информационные технологии использовались, прежде всего, компаниями, то теперь они проникают в повседневную жизнь людей, в места их развлечений и отдыха, т.е. в быт в широком понимании этого слова. Однако виртуальная реальность, естественно, не должна заменить людям непосредственное общение, а информационные технологии должны восприниматься именно как технологии, а не как замена реальной жизни.
Нарисованная картина информационного общества выглядит еще далеко не так идиллично даже для такого экономического гиганта как Япония. Но, что чрезвычайно важно, правительство страны признает необходимость использования информационных технологий для повышения жизненного уровня населения, считает это одной из важнейших задач сегодняшнего дня и оказывает всемерную помощь бизнесу для ее реализации.
Как отмечалось в Хартии по проблемам глобальных информационных технологий, принятой на саммите «большой восьмерки» на Окинаве летом 2000 г., роль таких технологий сопоставима с промышленной революцией и ведет к поляризации стран, владеющих ими и безнадежно отставших на этом пути. Для предотвращения развития ситуации в таком направлении в хартии записано: «Каждая страна должна получить доступ к информационным и коммуникационным сетям... Мы также приветствуем все более глубокое понимание со стороны индустриальных и гражданских обществ необходимости сокращения разрыва в использовании digital divide»6.
В настоящее время возможность использования человеком безграничного информационного пространства, которая раскрепощает его, любят сравнивать с эпохой Ренессанса. Такое сравнение имеет право на существование, потому что ИТ действительно предоставляют людям разных поколений поистине неограниченные перспективы в трудовой и повседневной жизни, в материальной и духовной сферах,облегчают и улучшают жизнь. Следует сразу оговориться, что и в Японии достаточно велико число тех, кто пока не пользуется этими достижениями в полной мере.
В первую очередь это относится к использованию Интернета. Здесь Япония еще очень сильно отстает от США, где в конце 90-х годов почти 40% населения пользовались Интернетом. В Японии этот показатель достигал только 11% (в Германии и Франции он был даже ниже – 10%)7. По числу пользователей (из расчета 300 человек на 1000 жителей) Япония в 2000 г. стояла на девятом месте, пропустив вперед из азиатских стран только Республику Корея8. В то же время Япония находилась на 14-м месте (37,%) среди стран, где уровень распространения Интернета превышает 25%. Число пользователей в стране (включая предприятия, компании и частных лиц) растет достаточно быстро. В конце 2000 г. их было 47 млн. человек (в возрасте от 15 до 79 лет), или на 74% больше, чем в предыдущем году, с одновременным увеличением верхней возрастной границы на 10 лет. При этом 50% из них пользовались Интернетом с помощью подключения компьютера к обычной телефонной сети. Другая часть использовала скоростные сети ISDN. По данным обследования, доля семей, пользующихся Интернетом, на ноябрь 2000 г. составляла 34%, учреждений (с числом занятых свыше пяти человек) – 44,9%, промышленных предприятий (с числом занятых свыше 300 человек) – 95,8% (в1996 г. эти цифры соответственно составляли 3,3, 5,8 и 50,4%)9.
Возрастающая роль женщин в обществе находит отражение в приобщении их к Интернету. На 2000 г. они составляли 42% общего числа пользователей. К слову сказать, подавляющее большинство пользователей (76%) – молодежь и люди среднего возраста (от 20 до 40 лет). Однако люди старших возрастных групп к этому еще пока не привыкли. Можно привести достаточно курьезный пример о том, как бывший премьер-министр Мори Ёсио впервые стал пользоваться Интернетом лишь в конце 2000 г. Это было при организации Интернет-курса по изучению компьютеров в рамках сайта правительства. Его пример должен был продемонстрировать, что обращаться с всемирной паутиной не столь уж сложно в любом возрасте. Одновременно это – свидетельство того, что люди старших возрастов пока мало используют Интернет. Согласно правительственным оценкам, к 2005 г. число пользователей возрастет примерно до 87 млн. человек. К этому времени японцы поставили амбициозную цель – стать ведущей интернет-державой.
Пока что почти 90% используют Интернет в качестве электронной почты; около 80% – для получения информации о различных хобби, более 60% – о повседневной жизни, 55% – о работе, 47% читают страничку новостей, 34% – сайты правительства и общественных организаций, 40% просматривают различную информацию, 37% интересуются проблемами культуры и искусства, 34% совершают покупки10. Примерно 85% тех, кто регулярно обращается к Интернету, используют его хотя бы раз в день. Определенная их часть знает, какую информацию хотят получить, но многие все-таки просто бродят по сети без определенных целей.
В 2000 г. резко возросла доля семей, имеющих оборудование для информационной связи. Продажа персональных компьютеров на внутреннем рынке за 19912000 гг. выросла почти в 6 раз, составив в 2000 г. почти 12 млн. штук11. Только по сравнению с предыдущим годом на 25% возрос объем отгрузок персональных компьютеров. Впервые он превысил объем отгрузок цветных телевизоров. Цель покупки компьютеров согласно опросу, проведенному по почте, – использование Интернета. Если пять лет назад число 15% опрошенных указали именно эту причину, то за неполный 2000 год – уже 62%. Число семей, имеющих компьютеры, подключенные к Интернету, выросло в 19992000 гг. с 49 до 62%, а имеющих мобильные телефоны, подключенные к Интернету – с 14 до 33%12.
C 2000 г. Интернет начали использовать для проведения аукционов и игр в реальном времени. В отличие от прежнего времени, когда к нему обращались только для получения информации или как к средству связи, теперь с помощью Интернета совершают электронные покупки и сделки. Это  своего рода революция в образе жизни. Еще одна новинка – система непосредственного обмена музыкальными файлами, что отвечает запросам молодежи.
Хотя Япония и отстает от США по части использования Интернета, именно она в конце 90-х годов совершила технологический прорыв, создав сервис доступа к Интернету через мобильный телефон. Это было связано с особенностями японского рынка потребления, где сотовые телефоны получили большое распространение. По их числу на 2000 г. она опережала США, но пропускала вперед ряд европейских и азиатских стран. На 100 жителей в Японии приходилось 44,9 пользователей, на Тайване – 52,1, в Республике Корея – 57, Швеции – 58, Англии – 67, Финляндии – 73, Австрии – 7913. На начало 2001 г. число абонентов мобильной связи в Японии составило 58 млн. человек.
Число владельцев мобильных телефонов уже превысило число абонентов проводной связи (к слову сказать, это произошло и в Республике Корея, Гонконге и на Тайване). Постоянно растет число тех, кто отказывается от обычных телефонов в пользу мобильных. С их помощью японцы открывают электронную почту, слушают музыку, играют в сетевые игры и даже смотрят кинофильмы, включают и выключают бытовую технику и пр. Причем делать это они могут не только в своем городе, своей стране, но и находясь за рубежом.
Бум сотового телефона в Японии связан с тем, что на его крошечном экране стало возможным уместить информацию, которую раньше размещали лишь на мониторе компьютера. Первоначально разрабатывая этот вид услуг, основной его производитель – компания НТТ (лидер по созданию новейших технологий сотовой связи) ориентировалась главным образом на молодежь, учитывая ее тягу к подобным новинкам (в свое время это были пейджеры). Используя этот новый вид связи, молодые люди могут теперь общаться между собой в любое время суток и из любого места. Маленький пейджер фактически открыл эру рынка цифрового общения. Появившийся затем сотовый телефон первоначально был тоже скорее средством развлечения. Он бы им и оставался, если бы с его помощью нельзя было получать больший объем информации через подключение к Интернету, т.е. создать интернет-функцию мобильного телефона, которое обходится дешевле по сравнению со стоимостью доступа в Интернет с персонального компьютера. При этом стоит заметить, что разрабатываемая в Японии система второго поколения для доступа в Интернет с мобильного телефона позволила создать значительно более совершенную систему третьего поколения. Она начала работать в стране с октября 2001 г. В телефонах этой системы заложены коммуникативные возможности, которые превосходят привычные «трубки» в десятки раз (в России такая новинка ожидается через дватри года).
В связи с появлением принципиально новых моделей сотовых телефонов весьма заметно оживился рынок мобильной связи. Речь идет о первой в мире настоящей сети третьего поколения, когда оба собеседника видят друг друга на экранах своих телефонов. Эта сеть называется «свобода мультимедийного доступа» («freedom of multimedia access», сокращенно FOMA). Пока такая сеть работает только в радиусе чуть более 50 км от центра Токио. Передача видеоизображения с помощью мобильного телефона давно занимала японских специалистов, и это – их первый результат.
Через интегрированный в систему Интернета мобильный телефон можно осуществлять различные виды банковских операций, заказывать билеты, резервировать гостиницы, получать ежедневно меняющиеся виды информации, например о положении на бирже, а также иметь доступ к справочным службам и службам развлечения on-line. Получать все эти виды услуг можно не только в стационарной обстановке, но и в пути. Расширение функций сотового телефона делает его популярным не только у молодежи, для которой это в первую очередь – развлечение, но и среди деловых людей.
В целом к концу 2000/01 фин. г. Япония с ее 20 млн. подписчиков услуг Интернета по телефону обогнала все другие страны мира. На сегодняшний день интернет-функция мобильных телефонов  это не просто общение на расстоянии, а глубокое внедрение в быт, что обеспечивается высоким уровнем их качественных параметров. Одновременно растет число компаний и банков, обслуживающих население, которые адаптируют свои сайты для использования с помощью мобильного телефона. Кроме того, авторы неофициальных сайтов также входят в систему этого рода услуг. Для глобального увеличения адаптированных сайтов к телефонным стандартам НТТ уже заключила соглашение с крупнейшим интернет-провайдером «America-on-line».
Важным направлением использования интернет-функции сотовых телефонов является совмещение этой технологии с управлением бытовой техникой, в том числе и персональными компьютерами. Развитие этого направления – один из путей оживления потребительского спроса, столь необходимого для выхода экономики из затянувшейся рецессии.
С конца 90-х годов появляются новые виды оборудования и программного обеспечения, позволяющие расширить набор бытовых приборов в квартирах, которыми владельцы сотовых телефонов могут управлять через Интернет. Ожидается даже «бум» так называемой информационной домашней техники, который вызвали к жизни эти новые модели бытового оборудования. В частности, компания «Шарп» продвигает на рынок микроволновую печь, которой с помощью специальной программы можно пользоваться на расстоянии и готовить пищу по нескольким сотням рецептов, помещенных на сайте другой фирмы. Компания «Мицубиси дзюкогё» выпустила новую модель кондиционера, который через Интернет с помощью сотового телефона также можно включать в любом режиме.
В настоящее время ряд компаний, например «Шарп», «Сони» или «Мацусита дэнки», разрабатывает более продвинутое, чем сотовый телефон, устройство доступа во всемирную паутину. В частности, «Сони» осуществляет разработку многофункциональных устройств на базе мобильных телефонов. К концу текущего года она предполагает выпустить на рынок комбинированный мобильный телефон – аудиоплейер, а также мобильный телефон с цифровой видеокамерой и дисплеем. «Сони» заявляет о приоритетной роли цифровой «видеоцепочки» не компьютера, а карты memory stick. Она может быть использована как интерфейс между ноут-буками, принтерами, видеокамерами и пр.14 Такое новейшее оборудование обеспечит не только дистанционное управление компьютеризованной бытовой техникой, но сумеет читать микропроцессорную карту. Другими словами, вся бытовая техника будет интегрирована в единую систему. Тогда можно будет из любого места проверить, выключен ли свет, или увидеть на экране своего телефона, кто звонит в дверь квартиры в отсутствии хозяина. Точно так же на сотовый телефон с датчиков внутри квартиры будет подан сигнал в случае утечки газа или взлома входной двери непрошенными гостями. Все это, несомненно, положительно скажется на повышении качества жизни, ибо удобное и безопасное жилье – одна из важных его составляющих.
Подобные системы предоставят возможность получать такие услуги, как покупки через интернет-магазины, контроль над расходованием энергии, использование приборов дистанционной медицины и пр. В порядке эксперимента апробируются сейчас системы продажи прохладительных напитков в торговых автоматах с использованием мобильных телефонов, связанных с Интернетом, а также система торговли электронными книгами. В последнем случае в книжных магазинах предполагается установить специальные терминалы (связанные с электронной памятью в 15 тыс. книг). Имея дискету и кредитную карточку для оплаты, можно быстро записать заказанную книгу.
Объем рынка интернет-бизнеса и мобильной связи в целом (электронные покупки по Интернету, пользование персональными компьютерами, подключенными к Интернету) вырос в 2000 г. по сравнению с 1999 г. более чем вдвое и оценивался в 47,8 трлн. иен15.
Информационные технологии, в особенности связанные с использованием Интернета, можно сказать, становятся интегрированной частью японского общества. Развитие их в немалой степени определяется тенденциями, происходящими в его социальной структуре. Безусловно, речь идет о старении японского общества, что стимулирует появление новых сегментов рынка ИТ. И хотя новые продукты ИТ разрабатываются не специально для людей пожилого возраста, тем не менее во многом учитываются их потребности.
В первую очередь старение населения содействует разработке систем дистанционной медицины, прежде всего в области диагностики. On-line технологии помогают пациентам стать более информированными, улучшить медицинское обслуживание, освободить больничные койки и вообще открыть доступ желающим ко всем возможностям современной медицины. Достаточно упомянуть разного рода внешние датчики, способные контролировать состояние человека, сенсоры, вводимые внутрь организма, позволяющие определить, какую дозу лекарства человеку нужно принять, датчики, позволяющие проводить мониторинг окружающей среды, чтобы врач мог подобрать режим больному или пожилому человеку. Вся собранная информация автоматически отправляется в компьютерную базу данных «домашний доктор», которой и пользуются врачи.
В настоящее время уже создаются компьютеризованные больничные системы, телемедицинские сервисы и медицинские сети, позволяющие больным обращаться к врачу, не покидая дома, а медикам – обеспечить непрерывность профилактических и лечебных мер. Это дает возможность людям больше внимания уделять здоровью, экономя при этом время.
Наибольшие преимущества от такого вида услуг имеют, конечно, люди пожилого возраста, получая возможность непосредственно связываться с центрами по уходу за больными, врачами, аптеками, лабораториями и прочими медицинскими учреждениями, находящимися даже в других городах. Кроме того, например, сотовые телефоны с помощью определенной программы могут регулярно или по запросу получать информацию о том, что происходит в квартире, где находится пожилой или больной человек.
Разработано специальное устройство с использованием спутниковых систем навигации, которое крепится на тело или на одежду пожилого человека, страдающего потерей памяти, с тем, чтобы родственники могли постоянно знать о его местонахождении. О важности подобной разработки говорит тот факт, что в стране насчитывается почти 2 млн. таких больных. Не остались без внимания компаний ИТ и незрячие пользователи компьютеров, для которых разработан специальный дисплей – плоская панель с 3 тыс. отверстий с выдвигающимися тонкими иголочками, образующими выпуклые строчки. Слепые, прикасаясь к ним пальцами, считывают информацию. Это – свидетельство того, что высокие технологии используются и для облегчения жизни инвалидов, чтобы они не остались за бортом жизни в эпоху digital divide.
Упрощение доступа к информационным технологиям открывает широкие возможности их использования в реформируемой системе образования всех уровней, включая начальную школу. Безусловно, компьютеризация школ предполагает пересмотр методики преподавания, широкое использование мультимедийных приложений в педагогической практике, а также переквалификацию преподавателей с учетом открывающегося культурного и языкового многообразия.
Проводимая в настоящее время в Японии реформа образования предусматривает, в частности, его адаптацию к меняющимся условиям жизни в информационном обществе. В докладе Совета по образованию «Модель образования в XXI в.» предлагается пойти по пути создания специальных школ по изучению окружающей среды, традиций и культуры не только Японии, но и других стран мира, а также информационных технологий. Этот документ предусматривает развитие у детей навыков и умения жить в информационном обществе; обучение компьютерной грамотности; использование компьютерных сетей, а также этике поведения во «всемирной паутине».
Новые возможности ИТ уже сегодня активно используются не только в специализированных учебных заведениях и университетах, но и в обычных школах. Появление огромного числа компьютерных программ в сфере образования настоятельно требует от всех учителей навыков работы с компьютерами. На середину 90-х годов только 38% педагогов обладали такими навыками и лишь 15% могли обучать компьютерной грамоте учеников, несмотря на то, что 78% начальных и практически все средние школы уже тогда имели персональные компьютеры. Правда, большинство из них в то время не было подключено к Интернету. На март 2000 г. к сети была подключена почти половина начальных школ, 68% средних школ первой ступени и 80% средних школ второй ступени16. Однако в среднем один компьютер приходился на 12,8 ученика (в США – на шесть учеников). В Японии предполагают в ближайшем будущем довести этот показатель до 5,6. В декабре 1999 г. правительство утвердило программу «Millennium», направленную на информатизацию всей системы образования в Японии. Согласно этой программе предусматривается подключить к Интернету все государственные средние школы к 2002 г., а остальные школы (начальные и средние, как государственные, так и частные) – к 2006 г. Все учителя к 2002 г. должны научиться пользоваться компьютером, а к 2006 г. так освоить ИТ, чтобы иметь возможность обучить этому учащихся17.
Подключение к «всемирной паутине» позволяет ученикам отдаленных районов и тем из них, кто находится в больнице, получать необходимые знания, а также связать японские школы с зарубежными учебными заведениями. Последнее более актуально, конечно, для высшей школы. Правительство в настоящее время заинтересовано в том, чтобы все большее число университетов открывало факультеты информатики. В частности, такой факультет недавно был создан в университете Хосэй.
Информационные технологии помогают университетам улучшать сам учебный процесс, делать его более удобным и для студентов и для преподавателей. Например, университет Рикё (Токио) открыл собственный сайт, которым можно пользоваться через интернет-функцию сотового телефона. Теперь студенты могут восстановить и записать пропущенные лекции, задать вопросы преподавателям, уточнить расписание и получить много другой информации об учебном процессе. Ежемесячно регистрируется около 40 тыс. посещений этого сайта. О перспективе распространения такого типа использования ИТ говорит тот факт, что только 35% студентов университета имеют персональные компьютеры, а мобильные телефоны – 92%. В настоящее время все факультеты университета Рикё помещают информацию на созданном сайте. Подобную систему берут на вооружение и другие университеты.
Еще одним направлением использования ИТ в высшей школе является развитие системы дистанционного обучения. В Японии в русле программы образования «на протяжении всей жизни» все больше укореняется мнение, что высшее образование в ближайшее время станет базой для дальнейшего совершенствования. Реализация подобной программы не под силу бюджетам даже высокоразвитых стран. Поэтому не случайно получает распространение обучение с привлечением нетрадиционных технологий. В этом случае учащиеся могут получать необходимые материалы с помощью спутникового или кабельного телевидения, скачивать видео- и аудиозаписи через Интернет, участвовать в видеоконференциях. Таким образом, при дистанционном образовании студенты могут заниматься в любом месте по выбору (дом, работа, учебный центр) без непосредственного контакта с преподавателем. Это открывает возможность получать образование в университетах других стран, не покидая своей. Другими словами, можно производить широкий обмен образовательными ресурсами. Такое обучение ориентировано на индивидуальные запросы студентов и их специализацию. При этом часть времени тратится на освоение в интерактивном режиме учебно-практического материала, проводится тестирование, выполняются контрольные работы под руководством преподавателя. В Японии подобное использование ИТ нашло на сегодняшний день наиболее широкое применение в изучении иностранных языков, что признано стратегической задачей на ХХI век.
Комплексная концепция государственной политики по формированию информационного общества была достаточно детально прописана в уже упоминавшейся программе «Электронная Япония». В ней выдвигаются, в частности, три важнейших условия создания и успешного функционирования информационного общества. Это  всеобщая компьютерная грамотность и возможность эффективно и безопасно обмениваться информацией независимо от места проживания людей, их физических и экономических возможностей; проведение реформы по созданию разносторонней и эффективной экономической структуры, основанной на свободной и честной конкуренции на рынке телекоммуникаций; привлечение способных и талантливых людей из разных стран и аккумулирование передовых информаций и технологий со всего мира в Японии.
Появление такого документа в стране не случайно. Здесь, как правило, не ждут, когда возникает та или иная проблема, а готовятся к ней заранее. Ведь создание информационного, по сути, достаточно нового общества – процесс чрезвычайно долгий и может иметь не только позитивные, но и определенные негативные последствия. Многое, как видно из сказанного выше, уже реализовано, но еще больше предстоит сделать.
Приоритетными направлениями, по которым будет происходить информационная революция в стране, признаются18:
– создание в кратчайшие сроки сети скоростного Интернета, охватывающего всю страну;
-разработка законодательства для торговли по Интернету;
– реализация «электронного правительства»;
– подготовка талантливых высококвалифицированных кадров для работы в новых условиях.
В деле создания информационной инфраструктуры ведущая роль отводится частному сектору. Задача правительства  обеспечить условия для его работы: развитие свободной и честной конкуренции, исходя из принципа максимальной выгоды для потребителя; учреждение специального антимонопольного комитета для регулирования рынка телекоммуникаций; разработка законодательства, регулирующего использование оптоволоконных линий; принятие мер по контролю за честным распределением радиочастот и проведением аукционов; содействие распространению высокоскоростных сетей Интернета в малозаселенных районах и отдаленных островах.
Начиная с 2001 г. правительство наметило четыре этапа выполнения поставленных задач. На первом  предусматривается реализовать то, что можно сделать быстро. На втором этапе предполагается провести через парламент хотя бы часть необходимых законов (например, разработать нормативные акты, позволяющие государственным органам работать с документами и, используя компьютерные сети, упростить методы управления, т.е. сократить поток бумаг). Возможен также пересмотр заработной платы сотрудников госаппарата в зависимости от уровня владения компьютерной грамотностью. На третьем этапе было решено к концу 2001/02 фин.г. соединить оптоволоконной связью школы и библиотеки и направить около 50 тыс. экспертов по ИТ в начальные и средние школы по всей стране. На четвертом этапе должны быть выполнены проекты, запланированные в бюджете 2002/03 фин. г.19
Электронный рынок имеет и сильные и слабые стороны. Сделки, совершаемые по Интернету, избавляют от необходимости традиционных бумажных операций и создают новые формы взаимодействия, которые ранее было трудно представить. Именно эти положительные характеристики данного рынка рассматриваются как одна из форм возрождения экономики. Однако, поскольку это абсолютно новый и фактически безграничный сегмент, возникают опасения, которые связаны с его безопасностью и надежностью. Поэтому, прежде всего, необходимо защитить права отечественных участников. В частности, целесообразно создать законодательную базу, определяющую правила заключения контрактов и проведение сделок через Интернет, принять законы, повышающие доверие рядовых потребителей к электронному рынку, в том числе закон о защите частной информации. Потребуется также пересмотреть уголовное право с тем, чтобы в него были включены перечень преступлений, совершаемых с использованием компьютеров.
Для выхода из создавшегося тяжелого экономического положения Япония уделяет большое внимание подготовке интеллектуального ресурса. Не случайно человеческим ресурсам посвящена значительная часть программы «Электронная Япония». Вновь подчеркивается необходимость повышения компьютерной грамотности населения, в том числе пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями; улучшение системы образования в течение всей жизни с использованием информационных технологий; равномерное распространение Интернета по стране и, конечно, расширение использования информационных технологий в системе образования. В частности, предусматривается «увеличить число магистров и докторов наук в области информационных технологий, а также повысить качество их образования в этой сфере. Кроме того, к 2005 г. предполагалось пригласить 30 тыс. выдающихся специалистов в области информационных технологий из-за рубежа. В целом Япония должна обогнать США по числу специалистов в этой области»20.
Одной из наиболее важных составляющих концепции «Электронная Япония» является создание «электронного правительства». Его значение особенно повышается в контексте проходящей административной реформы. О таком правительстве говорилось еще в специальном постановлении кабинета министров от 20 декабря 1997 г. «О пересмотре основной программы по информатизации администрации». Кроме того, в августе 2000 г. был создан штаб по ускорению информатизации местных общественных организаций.
Использование ИТ в государственных органах, прежде всего, преследует цель сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным». Этому должно способствовать предоставление набора государственных услуг населению и бизнесу с помощью информационных технологий, открытие целых массивов информации (статистика, своды законов), например, через создание государственными ведомствами своих страниц в Интернете.
Внедрение информационных технологий в органы государственной власти позволит повысить внутреннюю эффективность работы государственного сектора и сократить затраты на него. Государственная политика при этом должна оказывать содействие частному сектору для создания нового информационного оборудования, продуктов и услуг.
В результате появления электронного правительства взаимоотношения между чиновниками министерств и ведомств, между правительством, гражданами и бизнесом станут безбумажными. Государственное управление станет более открытым, и возможность «непосредственного» обращения граждан в самые высокие инстанции сократит дистанцию между государственной машиной, населением и предпринимателями. Так, будут стираться географические и временные границы между гражданами и государственными чиновниками. Жители любого района страны круглосуточно станут пользоваться услугами электронного правительства и местной администрации on line. При этом чрезвычайно важно обеспечить компьютерную безопасность, чтобы документы не могли исчезать (будут введены электронные паспорта пользователей, чтобы гарантировать трансакции через Интернет, например налоговые платежи), повысить компьютерную грамотность и стимулировать заинтересованность людей в ее получении.
Работу электронного правительства планировалось начать с апреля 2003 г. Вся информация, обычно распространявшаяся печатным способом, теперь будет передаваться посредством Интернета. Во всех префектурах будут созданы локальные сети, объединяющие местную администрацию с муниципальными органами.
Некоторые элементы электронного правительства уже действуют в Японии. Административный сектор располагает компьютерами, локальными сетями, внутренними сетями министерств, а также системой WAN Касумигасэки – сетью государственных административных органов. Эта система не только облегчает обмен информацией или документами между министерствами и ведомствами с помощью электронной почты, но и помогает в работе с парламентом, предоставляя необходимые статистические данные и пр. В настоящее время ею пользуются 28 различных органов.
Уже существует сайт www.e-gov.go.jp, который объединяет информацию о деятельности почти всех японских министерств и ведомств on line. На сайтах министерств можно найти важнейшие документы, узнать статистические данные, познакомиться с деятельностью данного ведомства.
Уже в 2000 г. в государственных административных органах (исключая государственные университеты) один компьютер приходился на 1,4 человека по сравнению с 2,8 в 1996 г. , а 3/4 всех компьютеров, установленных здесь, были подключены к локальным сетям (в 1996 г. соответственно чуть более половины). Одновременно наполовину сократилось число автономно используемых компьютеров.
С января 1998 г. межминистерские сети, связанные с локальными, начали использовать и систему WAN Касумигасэки. Но чтобы эффективно действовали все системы и компьютеры, которыми оснастило государство практически каждого чиновника, необходимо упростить делопроизводство, сделать его более эффективным. К 2002 г. 57 видов делопроизводства стали полностью электронными. Согласно имеющимся данным, с 1995 г. количество электронной информации из расчета на одного служащего выросло в 3,6 раза (подсчеты производились из расчета бумаги А-4 1 файл-метр – 10 тыс. страниц; 1600 байт – 1 страница)21.
Улучшается положение на местах, где примерно 40% компьютеров уже подключено к единой сети. Постепенно начинает внедряться комплексная административная сеть, связанная с WAN Касумигасэки. Начиная с 2001 г. к ней подключаются префектуры и крупные города, а в 2003 г. ею должны быть охвачены все остальные административные единицы.
При этом учитывается, что не все граждане имеют компьютеры, т.е. не могут стать прямыми пользователями новых технологий. Для них создается система так называемого «разового административного обслуживания», когда они могут пользоваться компьютерами, установленными в почтовых отделениях (проект намечено полностью реализовать к 2005 г.). Заявления и запросы граждан с этих компьютеров поступают на центральный почтамт в Токио, где они распечатываются и затем отправляются в виде почтовой корреспонденции в министерства и ведомства.
После осуществления программы «Электронное правительство» основные государственные услуги будут реализовываться в электронном виде. Это означает, что взаимоотношения правительства с гражданами и бизнесом (получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов) будут реализовываться с помощью ИТ, а жители страны смогут получать любые справки и документы, а также подавать жалобы. Появится широкий набор средств доступа к правительственному сервису в сфере финансов, розничной торговли, культуре и др. Интернет превратится в централизованную систему, объединяющую непосредственно или через промежуточные звенья персональные компьютеры, цифровое телевидение, средства беспроводного доступа, телефоны и иные приборы с операторами центра вызова.
При всех достижениях Японии электронное правительство страны пока даже не учитывается при подведении итогов ежегодного международного смотра электронных правительств. В ходе обследования государственных онлайновых служб 23 стран (охватывающих такие сферы, как оборона, образование, услуги, юстиция и общественная безопасность, почтовая связь, финансы, транспорт) с учетом информативности, интерактивности и возможности осуществления транзакций второй раз подряд первое место присуждается государственному порталу Канады, третье место сохранили США, пропустив вперед Сингапур.
Как показывает опыт Японии, даже при всех ее огромных достижениях существуют проблемы с информационными технологиями. В России же, где в настоящее время согласно опросу фонда Гэллапа 80% населения никогда не сталкивалось с Интернетом, а 70% не видят в этом необходимости, только предстоит ускоренными темпами готовить граждан, в первую очередь молодежь, к жизни в информационном обществе.

1 Подробнее см.: Юрлов Ф.Н. Глобализация: проблемы и вызовы. – Российское востоковедение в память о М.С.Капице. М., 2001, с. 561604.

2 Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980, p. 29.

3 Подробнее см.: Милюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999, с. 17.

4 Masuda Yoneji. Information Economics. Tokyo, 1976, p. 37.

5 Дзёхо цусин хакусё. Хэйсэй 13 нэн (Белая книга по информатике за 2001 г.). Токио, 2001, с. 48.

6 The Daily Yomiuri. 24.07.2000.

7 БИКИ. 04.11.2000, с. 4.

8 Figures of Japan 2001. Tokyo, 2001, p. 111.

9 Дзёхо цусин хакусё… с. 3, 4, 9.

10 Там же, с. 28.

11 Facts and Figures of Japan. p. 110.

12 Дзёхо цусин хакусё… с. 87.

13 Facts and Figures. p. 108,109.

14 БИКИ 17.04.2001, с. 11; 14.04.2001, с. 11.

15 Дзёхо цусин хакусё... с. 49.

16 Facts and Figures, p. 155.

17 Коммерсантъ. 21.09.2001(интервью ведущего исследователя министерства просвещения, спорта, науки и технологий Японии).

18 Иомиури симбун. 04.03.2001.

19 Иомиури симбун. 26.08.2001.

20 См.: http://www.open.goy.uk/govoline/golintro.htm

21 Дзёхо цусин хакусё... с. 67.


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.